Впервые утверждена программа аттестации специалистов, осуществляющих независимую техническую экспертизу автомобилей, передает корреспондент «Фонтанки». Получив аттестат, техник сможет самостоятельно проводить оценку нанесенного при ДТП ущерба.
Правила организации и проведения независимой технической экспертизы, которые применяются при решении вопроса о выплате возмещения по договору ОСАГО, были утверждены еще три года назад. Тогда же Правительство России поручило соответствующим ведомствам разработать специальную программу профессиональной аттестации.
Однако только 17 ноября 2006 года этот документ был зарегистрирован в Минюсте, он вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Не очень объемную программу утвердили министры транспорта, юстиции, внутренних дел, а также здравоохранения и социального развития.
Проверять соискателей будет специальная межведомственная аттестационная комиссия. На получение заветного свидетельствам могут претендовать специалисты с высшим образованием, не менее года проработавшие в области экспертизы транспортных средств и подготовившие не менее пяти соответствующих заключений.
К аттестации допускаются также специалисты с дипломом о высшем образовании и в других областях, если они прошли профессиональную переподготовку (повышение квалификации) по программе экспертов-техников. Справка об отсутствие судимостей не требуется, а их наличие не является основанием для отклонения кандидатуры эксперта.
Решение принимается на закрытом совещании комиссии, которая доводит до претендента свой мотивированный «вердикт». Отказ в выдачи аттестата можно обжаловать в суд. Сведения об специалисте вносятся в государственный реестр экспертов-техников, который ведется Министерством юстиции РФ.
По действующему законодательству оценку ущерба автомобиля должны проводить аттестованные эксперты-техники или экспертные организации (последние должны иметь не менее одного штатного специалиста с аттестатом). Только они могут устанавливать наличие и характер технических повреждений, причины их возникновения, технологию, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
Выбирает эксперта страховая компания или потерпевший. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору эксперт несет гражданско-правовую ответственность – то есть через с него могут быть взыскана соответствующие убытки. Если же будет доказано, что эксперт представил заведомо ложное заключения, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.