Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о том, что жители нашей страны думают о задачах российской школы, о советской системе школьного образования и о том, помогает ли современная школа стать гармонически развитой личностью и достичь успеха в жизни.
В наши дни школа должна выпускать прежде всего образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности, считает почти половина опрошенных – 45%. По сравнению с прошлым годом, сторонников этой точки зрения стало больше на 4%. Пятая часть респондентов (20%) полагает, что главная задача школы – подготовить культурных людей с широким кругозором.
Россияне с высшим и незаконченным высшим образованием придают больше значения, чем менее образованные опрошенные, широкому кругозору. При этом в группе с образованием ниже среднего больше всего доля тех, кто считает задачей школы не образование, а воспитание «хороших людей» (18% против 8–11% в остальных группах).
Обучение в современной школе позволяет ребёнку стать гармонично развитой личностью с широким кругозором и хорошей физической подготовкой - указывают 47% опрошенных. Их оптимизма не разделяют 36% респондентов, считающих, что школа наносит ущерб психическому и физическому здоровью ребёнка. Соотношение положительных оценок (что школа развивает детей) и отрицательных (что калечит) наиболее благоприятно в самой молодой возрастной группе: 53% к 30%; наименее благоприятно – в группе 45–59 лет, мнения в которой разделились: 43% к 41%.
Доминирующим мнением относительно устройства образовательной системы является «советский консерватизм»: 54% опрошенных склоны считать, что советская система школьного образования была лучшей в мире и её следовало бы сохранить. Только 37%, полагают, что советская система устарела и её реформа назрела.
Такое обсуждаемое изменение в отечественной образовательной системе, как переход к обязательному 12-летнему образованию, сегодня встречает широкую оппозицию в обществе. Поддержать такую перспективу готовы лишь 23% опрошенных, осуждают её 63%. Несколько выше поддержка идеи двенадцатилетки в группе респондентов, относящих себя к материально обеспеченным (32%). В менее финансово благополучных группах эта идея импонирует лишь каждому пятому – 22%.