Вчера завершились двухдневные переговоры по одному из самых острых вопросов российско-финских отношений - продления договора аренды северными соседями российской части Сайменского канала, сообщает «Коммерсант».
Договор заканчивается в 2011 году, и вчера заместители транспортных министров обеих стран Сергей Аристов и Юхани Корпела объявили о достижении «принципиальных договоренностей».
Однако после выступления Юхани Корпела стало ясно, что до окончательного разрешения конфликта по-прежнему еще далеко.
Отметив, что прошедшая навигация была очень удачной - суда обеих стран перевезли 2,2 миллиона тонн груза, финский чиновник заявил, что «повышение платы за аренду может повлечь и рост тарифов на проход по каналу».
Иными словами, сторонам не удалось договориться о цене аренды.
Как рассказали «Коммерсанту» несколько собеседников, знакомые с ходом переговоров, Минтранс РФ рассматривал несколько вариантов развития отношений с северными соседями, в том числе и вариант создания совместного российско-финского предприятия, которое будет управлять судоходством и следить за гидротехническими сооружениями.
Проанализировав все варианты, чиновники пришли к выводу, что предложить в качестве вклада в совместное предприятие России нечего, а если забрать у финнов канал, так он и вовсе через несколько лет может прекратить свое существование, как это сейчас происходит с Волго-Балтом. В связи с этим Минтранс решил и после 2011 года отдать объект внаем, но уже на других условиях.
«Эти условия будут обсуждаться в Москве через два месяца», - сказал вчера Сергей Аристов.
А вот Юхани Корпела был откровеннее. Он сказал, что Финляндия готова продлить аренду еще на 30-50 лет. «Этот срок необходим для того, чтобы окупить инвестиции», но все зависит от стоимости такой аренды.
Напомним, что российский Минтранс собирается с 2011 года увеличить плату за пользование каналом в несколько раз: нынешняя цена, установленная еще в 1962 году, была призвана укрепить политическую дружбу двух народов и потому экономического обоснования не имеет.
Сайменский канал соединяет внутреннюю озерную систему Финляндии с Выборгским заливом. С 1962 года российская часть водного пути отдана в аренду финнам, соответствующий договор заканчивается в 2011 году.
Ежегодная плата России со стороны Финляндии составляет 300 тысяч долларов. Кроме того, правительство Суоми тратит на содержание канала около 10 миллионов евро в год.