Дедовщина стоит на первом месте среди причин, по которым люди не хотят посылать своих родственников на срочную службу, опережая даже опасность попасть в "горячие точки". Таковы данные опроса, проведенного специалистами из "Левада-центра", пишет "Коммерсантъ".
На практике проблема призыва затрагивает менее 10 процентов семей, в которых есть молодые мужчины в призывном возрасте (от 18 до 27 лет).
По данным исследователей, в 2003 году, например, на военной службе находились лишь 5,1 процента всех мужчин этого возраста. При этом для москвичей и петербуржцев призывного возраста вероятность оказаться на военной службе составляет менее 1 процента. Для их сверстников в малых городах и поселках с населением менее 50 тысяч человек она почти в 7 раз выше, для жителей сельской местности – в 11! Столь же велики расхождения и по уровню благосостояния: по данным исследования, вероятность призыва молодых людей из наиболее обеспеченных семей составляет менее 2 процентов, наименее обеспеченных – почти 13 процентов.
Вместе с тем за прошедший год в отношении россиян к сохранению призывной армии произошел определенный перелом. По данным "Левада-центра", в предыдущие годы число сторонников призыва неуклонно снижалось, а сторонников перевода армии на контрактную основу – росло. Однако опрос, проведенный в сентябре 2005 года, показал смену тренда: если в 2004 году за призыв высказывались 25 процента россиян, то в 2005 году таких стало 39 процентов. Доля сторонников формирования армии по контрактному принципу снизилась за год с 69 до 52 процентов.
Эксперты объясняют перелом в отношении к армии изменениями в информационном поле. Активные сторонники реформирования армии практически лишились доступа к федеральным СМИ, кроме того, на протяжении года широко освещались неудачи эксперимента по переводу на контракт Псковской дивизии ВДВ.
Однако это не значит, что решительно изменилось отношение россиян к армии в целом. По данным "Левада-центра", в сентябре 2005 года за сохранение призывной армии в Москве высказались 26 процентов респондентов, в городах с населением от 10 до 100 тысяч человек – 40 процентов, в сельской местности – 48 процентов.