Вчера на сессии ПАСЕ в Страсбурге были приняты три резолюции, на которые российская делегация отреагировала отрицательно. Ассамблея, как пишет газета «Коммерсант», большинством голосов осудила тоталитарные коммунистические режимы, указала на постоянные нарушения прав человека в Чечне, и приняла поправку, в которой российский закон о НКО назван не соответствующим критериям Совета Европы.
Докладчик ПАСЕ, вот уже десять лет расследующий случаи нарушения прав человека в Чечне, немецкий социалист Рудольф Биндиг стал чуть ли не главным врагом нашей делегации, пишет газета. На этой сессии его депутатский мандат истекает, поэтому господин Биндиг воспользовался возможностью в последний раз раскритиковать российские власти по чеченской проблеме.
"С 2004 года зафиксировано 80 случаев исчезновения людей в Чечне и 17 случаев взятия в заложники",– рассказал Рудольф Биндиг журналистам. Все эти случаи подробно описаны на 40 страницах приложения к докладу. В приложении имеются также письма господина Биндига генпрокурору РФ Владимиру Устинову. В них докладчик ПАСЕ перечисляет свыше 80 дел об исчезновении и убийствах людей в Чечне и отмечает, что все обращения родственников пострадавших в Генпрокуратуру РФ так и остались без ответа.
Доклад Рудольфа Биндига возмутил члена российской делегации – члена Совета федерации РФ Ахмара Завгаева, заявившего, что автор пытается ввести в заблуждение представителей ПАСЕ, а контрзахват заложников - нормальная практика, применяемая в мире.
Среди обсужденных к резолюции поправок одна вызвала среди членов ПАСЕ ажиотаж, пишет «Коммерсант».
Памятуя о том, что большая часть информации о массовых исчезновениях и убийствах людей в Чечне была предоставлена в СЕ неправительственными правозащитными организациями, греческий депутат Кристос Пургурис предложил вписать в резолюцию следующее: "Ассамблея обеспокоена тем, что недавно принятый в РФ закон о юридическом статусе НКО не отвечает критериям СЕ. Ассамблея выражает обеспокоенность поступающей информацией о существующих преследованиях НКО со стороны административных и правоохранительных органов в РФ". За эту поправку проголосовали 70 против 59 парламентариев. ПАСЕ приняла резолюцию Рудольфа Биндига большинством голосов – 117 против 24.
(Напомним, что еще несколько месяцев назад депутаты Госдумы, обсуждая тогда еще законопроект об НКО, утверждали, что он согласован с Советом Европы и при его подготовке учтены все пожелания СЕ. В этом же во время недавних переговоров в Москве убеждал канцлера ФРГ Ангелу Меркель российский президент Владимир Путин. Не далее как на минувших выходных Общественная палата России гордилась своим результативным вмешательством в законотворческий процесс по закону об НПО и нашедшей у президента понимание важностью ее мнения.)
"Это точка зрения правозащитных организаций, действующих как в России, так и за рубежом. Это, безусловно, важная точка зрения, но не единственная. Выводы ПАСЕ не отражают реальной ситуации в ЧР и не могут быть нами приняты",– считает господин Косачев. Его мысль, подводя итог заседания, развил посол России при Совете Европы Александр Орлов. "Мы уже привыкли к тому, что эта тупая машина проголосует за что угодно, лишь бы навредить России",– заявил он Ъ.
Последним ударом по интересам российской делегации на сессии ПАСЕ стало обсуждение резолюции, осуждающей преступления тоталитарных коммунистических режимов. За резолюцию, осуждающую коммунистические тоталитарные режимы, проголосовали 99 парламентариев, против – 42.
Наиболее агрессивную позицию по отношению к коммунизму занимали депутаты из Восточной Европы. В поддержку коммунистов выступил Геннадий Зюганов.