Василеостровский федеральный суд Центрального района
Истец: ************
Ответчик: ОАО «МегаФон»
199004, Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д. 44-а
Ответчик: ОАО «Санкт-Петербург Телеком»
191025, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 3
Юр. адрес: 190060, Санкт-Петербург, Смольный
Ответчик: ОАО «ВымпелКом-Регион»
127083, Москва, ул. 8-го Марта, д. 10
3-е лицо: Министерство связи и информатизации РФ
103375, Москва, Тверская ул., д. 7
3-е лицо: Управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
191123, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 4
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о прекращении нарушения
тайны связи
23 декабря 2003 года
Я являюсь абонентом услуг мобильной телефонной связи по договорам с ОАО «МегаФон», ОАО «ВымпелКом-Регион», ОАО «Санкт-Петербург Телеком».
Согласно статье 23 Конституции России «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Аналогичную норму содержит статья 32 Закона РФ «О связи»: «Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения».
Согласно статье 8 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» «Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации...».
Таким образом, Конституция и Федеральные Законы России не содержат противоречий и допускают прослушивание телефонов (иных средств связи) только на основании судебного решения.
Во вступившем в силу Решении Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 года N ГКПИ 00-1064 (см. Приложение N 4) установлено, что «...операторы связи должны давать информацию о телефонных переговорах абонентов лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов. Довод представителей Министерства РФ по связи и информатизации при этом о том, что ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» несут руководители органов, осуществляющих такую деятельность, не может быть принят во внимание, поскольку предусмотренная законом ответственность указанных органов и их должностных лиц за законность проведения этих мероприятий, не освобождает операторов связи (органы связи) от возложенной на них обязанности по обеспечению соблюдения тайны связи в любое время, независимо от того за прошедшее время или на период проведения телефонных переговоров предоставляется информация об этих переговорах. Предоставление же операторами связи этим органам ... информации о телефонных переговорах без соответствующих на то документов, противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству РФ».
Однако в нарушении всех вышеприведенных норм ОАО «МегаФон»,
ОАО «ВымпелКом-Регион» и ОАО «Санкт-Петербург Телеком» установили у себя специальное оборудование, позволяющие прослушивать все мои разговоры и получать иную информацию о сеансах связях без получения судебного решения. Это их обязывало сделать технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации, утвержденные Приказом Госкомсвязи РФ от 20 апреля 1999 года N 70. Однако данный приказ носит технический, а не нормативный характер и официально не опубликован. Таким образом, он не может быть основанием для ограничения конституционных прав абонента – право на тайну связи.
Поэтому все указанные компании, допуская бесконтрольное прослушивание указанных телефонов третьими лицами, грубо нарушают мое право на тайну связи.
В связи в вышеизложенным прошу:
1. Обязать ОАО «МегаФон», ОАО «ВымпелКом-Регион» и ОАО «Санкт-Петербург Телеком» отключить оборудование, позволяющие третьим лицам прослушивание телефонных переговоров и получать сведения о них без предоставления оператору связи соответствующих, предусмотренных законом документов;
2. Запретить ОАО «МегаФон», ОАО «ВымпелКом-Регион» и ОАО «Санкт-Петербург Телеком» предоставлять кому-либо возможность прослушивания телефонных переговоров и получать сведения о них без предоставления оператору связи соответствующих, предусмотренных законом документов.
Приложения:
1. Копия договора с ОАО «МегаФон»;
2. Копия договоров с ОАО «ВымпелКом-Регион»;
3. Копия договора с ОАО «Санкт-Петербург Телеком»;
4. Копия Решения Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 года N ГКПИ 00-1064;
5. Копии искового заявления для Ответчиков;
6. Квитанция об уплате госпошлины.