В среду в петербургский порт войдет сухогруз «Капитан Куроптев». По версии «Гринписа», он везет ядерные отходы. В Росатоме утверждают, что это не ядерные отходы, а урановое сырье, переработка которого возможна только по российской технологии, и опасности не представляет. «Зеленые» же обвиняют российские власти в нарушении природоохранных законов и пугают непредсказуемыми последствиями.
В среду, 7 декабря, в петербургский порт войдет сухогруз «Капитан Куроптев». По версии «Гринписа», он везет ядерные отходы. В Росатоме утверждают, что это не ядерные отходы, а урановое сырье, переработка которого возможна только по российской технологии, и опасности не представляет. «Зеленые» же обвиняют российские власти в нарушении природоохранных законов и пугают непредсказуемыми последствиями.
Приключения груза начались еще во французском порту Гавр – 1 декабря 25 активистов французского отделения «Гринпис» на десять часов задержали работу по погрузке обедненного гексафторида урана на борт судна. Они забирались на погрузочные краны и даже приковывали себя цепями к сухогрузу. Тем не менее, погрузка все-таки завершилась, и судно с тысячью тонн урана отправилось в Петербург. По словам руководителя энергетического отдела «Гринпис» в России Владимира Чупрова, из порта контейнеры с грузом по железной дороге отправятся в «один из городов, где находятся мощности по обогащению урана». После этого обогащенное ядерное топливо должно отправиться обратно. Однако в «Гринписе» утверждают, что во Францию вернется только 10% груза, а остальные 90% останутся в России.
Таким образом, по словам Чупрова, нарушается 48-ая статья Закона РФ «Об охране окружающей среды», по которой ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств для захоронения запрещается. В то же время, как сообщается на официальном сайте Федерального агентства по атомной энергетике, специалисты отрасли считают гексафторид урана ценным сырьем при производстве топлива для российских атомных электростанций. «Но если это такой ценный материал, почему Франция оставляет в России почти 90% груза», – парируют заявления Росатома в «Гринписе».
Между тем в порту Петербурга заверяют, что никаких особых мер безопасности принимать не планируется. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» генеральный директор ООО «Северное Морское Пароходство – Петербург» Абай Сандыбаев, компании-агента судна «Капитан Куроптев», они рассматривают прибытие этого груза как обычный судозаход и не видят в этом ничего опасного. Он также подчеркнул, что все разрешения на ввоз гексафторида урана в Россию получены. Кроме того, считает Абай Сандыбаев, если бы груз представлял реальную опасность, то в порт его просто не приняли бы – на входе в порт установлены специальные приборы, измеряющие уровень радиации на судне.
В администрации же морских ворот города нам сообщили, что грузы различной степени опасности приходят в порт каждый месяц.
«Гринпис» больше всего волнует экологический аспект перевозки уранового сырья к месту назначения. По словам Владимира Чупрова, контейнеры, в которых будет перевозиться уран, не соответствуют требованиям безопасности – они разгерметизируются уже через 13 минут в случае пожара, причем зона поражения охватывает несколько сотен метров от очага возгорания. Между тем, эксперт МАГАТЭ по обращению с обедненным гексафторидом урана начальник отдела ВНИИ химической технологии Виктор Середенко утверждает, что его перевозка абсолютно безопасна, а такими операциями занимаются все страны, имеющие ядерную энергетику. По его словам, гексафторид урана – это идеальный продукт для ядерной энергетики, а наша страна обладает такими технологиями по работе с ним, у которых нет аналогов в мире.
Российское отделение «Гринпис» пока не планирует проводить никаких акций, подобных французской. Однако, по мнению Чупрова, необходимо информировать людей об угрозе, которую несет с собой радиационное сырье. В «Северном морском пароходстве», напротив, считают, что «Гринпис» напрасно будоражит общественность, так как никакой опасности сухогруз не несет.
Отрицательное отношение большинства россиян к ввозу в страну любых радиоактивных грузов основывается зачастую на недостатке информации о том, какова реальная угроза радиации, и как можно от нее защититься.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру
P.S. Как сообщили корреспонденту "Фонтанки" в Службе капитанов Морского порта Санкт-Петербург, ориентировочно к 14.00 судно "Капитан Куроптев" подойдет к приемному бую в Финском заливе, после чего его сопроводят в порт. В порту прибытие "ядерного" судна ожидают к 16.00.