В систему страхования вкладов могли попасть недобросовестные банки, считает руководство Сбербанка. Первый зампред правления банка Алла Алешкина убедилась в том, что механизм отбора плохо проработан, на собственном примере. "Механизм закона изначально был плохо проработан, а на практике оказался абсолютно порочным - никто ни за что не отвечает", - заявила она "Ведомостям".
Свои выводы о пороках системы страхования Алешкина сделала на примере самого Сбербанка. По итогам обязательной перед включением в систему проверки Центробанка в Сбербанк поступил многостраничный акт с претензиями к проводимой кредитной политике. "Заключение проверяющих удивительно: оказывается, наши кредитные риски не всегда адекватны, а до середины прошлого года у нас отсутствовала система внутреннего контроля, - рассказывает Алешкина. - Все претензии и вывод, на наш взгляд, были безосновательными, и мы послали в ЦБ протокол разногласий". Положенный ответ в течение месяца не поступил, говорит зампред правления, зато в конце декабря руководство банка узнало из СМИ о включении "Сбера" в систему страхования.
Система страхования банковских вкладов, действующая в России с осени 2004 года, лишила Сбербанк привилегированного положения на рынке: раньше государство гарантировало полный возврат вкладов, но с 1 октября 2004 года его клиенты могут рассчитывать на возврат суммы до 100 тысяч рублей. Ровно те же гарантии распространяются и на другие банки, прошедшие в систему страхования вкладов, - а их сейчас уже 841. При этом Сбербанк, обладающий наибольшей долей на розничном рынке, и вклад в систему страхования вносит наибольший: банки, прошедшие специальный отбор в систему, должны ежеквартально перечислять 0,15% от суммы вкладов частных лиц в Агентство по страхованию вкладов.
Недавний крах Международного банка экономического развития, принятого в систему страхования вкладов в марте этого года, породил вопросы о качестве отбора кредитных организаций, допущенных к работе с населением. Хотя проблема этого банка - значительная недостача в кассе - носит скорее криминальный характер и ее нельзя было предсказать заранее, некоторые крупные банкиры считают, что система страхования не помогла отделить добросовестные банки от подозрительных контор, отмечают "Ведомости".
По мнению аналитика Standard & Poor's Ирины Пенкиной, критерии отбора банков были настолько расплывчаты и непонятны извне, что в систему мог попасть любой действующий банк.