Санкт-Петербургском музее городской скульптуры открылась историко-художественная выставка "Одним дыханием с Ленинградом", которая впервые рассказывает о защите городской монументальной скульптуры во время Великой Отечественной войны, передает "Интерфакс".
"Выставка демонстрирует ту напряженную работу, те героические усилия, которые совершили наши предшественники. Здесь представлены уникальные документы 1941-1945 годов, повествующие о том, как во время войны сотрудники музея вместе со скульпторами делали формовку памятников, формовку архитектурных деталей, чтобы в последствие можно было все восстановить", - отметил на открытии выставки директор музея городской скульптуры Владимир Тимофеев.
По его словам, каждый памятник Петербурга имеет свою военную судьбу. "Скульптурная группа на Аничковом мосту была по деревянным салазкам спущена на землю, перемещена подъемным краном и закопана в саду Дворца пионеров, а часть монументов, таких как памятники Ленину у Финляндского вокзала и Hиколаю I, были укрыты досками, которые дополнительно обкладывали мешками с песком", - рассказал Тимофеев.
Благодаря сотрудникам музея за время войны удалось сохранить Медный всадник, коней Клодта, Александрийскую колонну, памятник Hиколаю I, египетских сфинксов у Академии художеств и многие другие монументальные скульптуры Петербурга.
По данным историков, памятники великим русским полководцам - Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли не маскировали на протяжении всех лет войны.
"Существует такая легенда, что эти памятники не укрыли потому, что они призваны поднимать боевой дух и настроение, но это по документам не соответствует действительности. У ленинградцев к тому времени просто физически не было сил на их укрытие, однако, какая-то историческая подоплека в этом есть", - считает Тимофеев.
В осажденном городе фотографировать было запрещено (фотоаппараты изымались у населения), и сотрудники музея приглашали художников для выполнения зарисовок монументов с натуры, а также зарисовок укрытий и последующих раскрытий памятников. Подобные работы художников и скульпторов "тайного" подразделения музея городской скульптуры также демонстрируются на выставке.
Среди документов времен войны, представленных в залах музея городской скульптуры, подлинные акты на ремонт и усиление защитных сооружений, заявки на дополнительные материалы, фотографии, на которых запечатлены работы по укрытию памятников в некрополях и Благовещенской усыпальнице, отчеты о спасении мемориальных досок.
Представленные документы часто написаны от руки с помощью карандаша, и чтобы разглядеть подписи, сделанные защитниками памятников во время войны, посетителям музея выдаются специальные лупы.
Отдельная часть выставки посвящена творчеству Веры Исаевой, автора монумента "Мать-Родина" на Пискаревском кладбище. Здесь можно увидеть не только эскизы для мемориального ансамбля на Пискаревском кладбище, но и выполненные ею в 1940-х годах скульптуры "Кровь за кровь", "Девушка-боец" и "Мальчик-партизан".