Изменения в законодательстве запрещают теперь милиции получать деньги от коммерческих структур даже на основании официально заключенных договоров. В связи с этим заговорили о возможном исчезновении из нашего города совершенно уникального явления - коммерческих МРЭО (межрайонные регистрационные экзаменационные отделы) ГИБДД. Казалось, так и будет. Наконец-то, думали оптимисты, каждый гражданин, вне зависимости от толщины кошелька, сможет зарегистрировать машину в любом удобном для него филиале МРЭО, которое раньше называлось коммерческим!
Ну вот, решили пессимисты, коммерческие МРЭО упразднят, придется теперь, как раньше, по 5 дней в очередях стоять. Увы, ошиблись и те, и другие. Милицейское руководство изыскало возможности для выплаты зарплат инспекторам коммерческих МРЭО, а прокуратура расценила деятельность коммерческих структур, на базе которых такие МРЭО существуют, как законную.
К 9 утра корреспондент газеты «Ваш Тайный советник» подъехал к дому 10 на улице Прокофьева. Там находится крупный сервисный комплекс «Шувалово-Авто» и коммерческое МРЭО - филиал МРЭО-1. Внутри шикарный интерьер: дорогая плитка, красивые обои, мягкий свет, тихая музыка. Напротив входа - окошечки инспекторов. Слева стойка, за ней красивая девушка.
- Хотелось бы, - говорю, - машину с учета снять. С целью продажи.
Девушка все подробно объясняет. Смысл прост: я заполняю заявление и оплачиваю госпошлину, она печатает для меня еще какое-то заявление, с которым я еду на смотровую площадку, осматриваюсь инспектором, потом подхожу к окошечку, сую туда документы другому инспектору и через какое-то время уезжаю с транзитными номерами.
- Это стоит 1800 рублей, - объясняет девушка.
Я усмехаюсь. 1800 рублей мне предлагают заплатить за то, что напечатают еще одно заявление. Вернее, в готовую болванку впечатают мои данные. Пять минут. 1800 рублей. Я бы тоже хотел так зарабатывать.
Объясняю девушке в том смысле, что заявление я уже заполнил, госпошлину оплатил, а 1800 рублей мне представляются здесь совершенно лишними.
- Идите в обычное МРЭО на Лабораторный, 24, - советует она.
Но наши люди хитры и подготовлены. Они знают 59-й приказ МВД, в котором четко написано, что в подразделении УГИБДД, обслуживающем район, в котором я прописан, обязаны принять мои документы. Но девушка - коммерсант, мало ли что она говорит. Пришли-то не к ней, мы хотим услышать государственного инспектора.
Наша случайная жертва - инспектор, на его плечах капитанские погоны. Имя и фамилию мы знаем, но не публикуем - он рядовой исполнитель. Здороваюсь, извиняюсь, объясняю суть вопроса.
- Здесь, - говорит, - коммерческое МРЭО, езжайте на Лабораторный, там и снимайте.
Я на Лабораторный не хочу. Там можно дня два простоять в очереди. Я осторожно намекаю на 59-й приказ: мол, оно, конечно, коммерческое, но все-таки филиал государственного. Капитан намека не понял. Я прощаюсь и ухожу...
Но журналистский эксперимент не закончен. Капитан не прав, но он - случайная жертва. Спускать на него всех собак мы не хотим, а именно так и получится. После публикации кому-нибудь в УГИБДД легко придет в голову мысль официально заявить, что, мол, так и так, данный инспектор - «оборотень», а мы белоснежные и пушистые. Добро пожаловать, приходите и регистрируйтесь! Или, наоборот, снимайтесь с учета.
Мы звоним начальнику нашей случайной жертвы, начальнику филиала МРЭО-1 Дмитрию Василенко. Ссылаемся на инспектора, описываем суть вопроса: машина, снять с учета, 1800 рублей, не принимают документы.
- Ну не принимают. И чего? Я-то что сделаю? - удивляется Дмитрий Александрович.
Мы терпеливо объясняем. Зарегистрирован в Выборгском районе, заявление заполнил, госпошлину заплатил.
- Ну так на Лабораторном находится МРЭО, - любезно сообщает начальник филиала. - Мы еще не построили... наше на Парнасе будет.
Пока на Парнасе МРЭО построят, мы ждать не хотим. Попробуем еще раз.
- Дмитрий Александрович, у меня отказываются принимать документы, если я 1800 рублей не заплачу! Статьи 30 и 290 Уголовного кодекса - покушение на получение взятки!
...Пардон, мы увлеклись. Последней фразы, конечно же, не было. Мы об этом подумали. Дмитрий Александрович, видимо, тоже подумал.
- Что за глупость такая! - возмутился он. - Кому не заплатите 1800?
- Коммерсантам, которые рядом с вами сидят. - Мы осторожно намекаем на то же самое.
- Коммерсанты - это одно, а мы - другое, - определился начальник филиала. - А коммерческих МРЭО не бывает!
Добиться у Дмитрия Василенко четкого ответа, примет ли он наши документы без оплаты злополучных 1800 рублей, нам так и не удалось. Приходите, говорит, приносите документы, посмотрим. И со слабой надеждой:
- Может, у вас машина в розыске.
Нет, не в розыске. Мы приехали, привезли документы, но Дмитрий Александрович в назначенное им же время отсутствовал.
Что ж, из всего можно извлечь пользу. Граждане, зарегистрированные в Выборгском районе! Начальник филиала МРЭО-1, расположенного на базе ЗАО «Шувалово-Авто», Дмитрий Василенко готов принять ваши документы только за госпошлину. Если, конечно, ваша машина не в розыске.
Коммерческих МРЭО в Петербурге нет!
Оказывается, все началось не сегодня. В конце прошлого лета вышел Федеральный закон N 122. В нем много сотен страниц, а суть - внесение изменений в другие законы. Например, в Закон «О милиции». Нельзя теперь милиции деньги от коммерсантов брать. Даже на основании заключенных договоров.
Это коснулось разных милицейских структур, но ближе к народу гаишники.
Накануне Нового года один из сотрудников милиции Петербурга написал заявление в городскую прокуратуру. Цитата: «Из средств массовой информации мне стало известно, что органами прокуратуры Приморского края признана незаконной и... прекращена деятельность коммерческих МРЭО. Принимая во внимание единство... законов на территории РФ... прошу вас разъяснить мне, по каким причинам в Санкт-Петербурге разрешена подобная деятельность...»
Ответ прокуратуры великолепен. Приведем основные мысли.
Первая. Коммерческих МРЭО в Петербурге нет (официально нет, в советские времена в Ленинграде точно так же проституции «не было»)!
Вторая. С нас берут деньги не за регистрацию автомобилей, а за оказание посреднических услуг при регистрации. И берут не сотрудники ГИБДД, а коммерческие структуры, что совершенно никак законодательству не противоречит.
Только как быть с тем обстоятельством, что не заплатившие посредникам граждане попросту не допускаются до сотрудников милиции? И как быть с тем, что сами сотрудники уверенно говорят в том смысле, что пока вы не заплатите таким-то коммерсантам, мы исполнять свои законные обязанности не будем? Тут нет оснований для принятия мер прокурорского реагирования?
Письмо Игорю Семенову из прокуратуры заканчивается интригующей фразой: «...руководством УГИБДД... направлены уведомления... о расторжении договоров о финансировании филиалов МРЭО и предоставлении им помещений и оборудования до 07.04.05...» Эту фразу можно трактовать как сильное приближение конца коммерческих МРЭО, которых нет. Но, похоже, это не совсем так. У руководства УГИБДД, например, другая точка зрения.
- Закрывать МРЭО никто не собирается, - сказал "Тайному советнику" старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД Сергей Хранцкевич. - Вообще, такого понятия, как коммерческий филиал МРЭО, не существует. Есть помещения, которые мы раньше арендовали для размещения наших сотрудников... Был вопрос с уменьшением численности личного состава, в связи с тем, что их оплачивали коммерческие организации. Но в настоящее время изысканы должности... за счет бюджета, который предусмотрен на содержание сотрудников ГУВД...
Имеется точка зрения, будто на сегодняшний день некомплект сотрудников УГИБДД превышает 2500 человек. Превышает давно, а их нет и нет. А для коммерческих МРЭО (которых тоже нет!) - раз и нашлись.
...Машину я все-таки продам. Но в коммерческое МРЭО не поеду - теперь уже из принципа. Ставлю будильник на 7 утра, чтобы к половине девятого прибыть на Лабораторный, 24, и занять очередь. Не получилось. Вернее, получилось, но не совсем так, как я себе это представлял. Очередь я занял километра за полтора до смотровой площадки. В боковое стекло стучится гражданин.
- Хочешь, - говорит, - быть первым?
Он садится ко мне в машину, мы едем к зданию МРЭО и уверенно становимся перед подержанным «Пассатом». Мы - первые. Он занял очередь вчера вечером и сейчас засовывает в карман честно заработанные деньги...
Коммерческих МРЭО у нас нет.
Константин Шмелев
Полный текст статьи можно прочитать в сегодняшнем номере газеты "Ваш Тайный советник".