Из 249 серий и 57 наименований фальсифицированных лекарств, выявленных в России в прошлом году, в Петербурге «проявились» только 76 серий и 30 наименований. По мнению специалистов, это показывает, что в северной столице фармацевтический рынок надежно защищен от подделок.
Как сообщил сегодня директор ГУ здравоохранения «Северо-Западный центр по контролю качества и сертификации лекарств» Сергей Некрасов, т.н. субстандартные лекарства присутствуют на фармацевтическом рынке России в двух видах – как некачественные препараты (таковых в последнее время становится меньше) и фальсифицированные. Количество подделываемых серий и наименований растет из года в год. Однако говорить о кризисной ситуации не приходится.
В Петербург ежегодно поступает порядка 200 тысяч серий лекарств и от 16 до 60 тысяч наименований. Если разделить эти цифры на количество выявленных подделок, получится, что на петербургском рынке присутствуют лишь доли процента фальсификата. Да и те очень быстро выявляются.
Скажем сразу, что отличить подделку от настоящего препарата могут только специалисты. Особенность российского фальсификата в том, что только 5-6 процентов подделок могут быть выявлены с помощью инструментальных методов (путем анализов и т.д.). Это говорит о высоком качестве поступающих фальсифицированных лекарств. Кроме того, подделку можно выявить только по полиграфическим дефектам или по упаковке. Это объясняется тем, что фальсификат делают на производствах, которые большую часть времени посвящают легитимной фармацевтической деятельности. Чаще всего подделываются зарубежные препараты т.н. «среднего» звена – супердорогие препараты подделывать невыгодно. Ведь основная задача фирм, занимающихся выпуском фальсифицированной продукции, побыстрее ее сбыть.
На петербургский фармацевтический рынок фальсификат, по словам Сергея Некрасова, поступает в основном из Москвы. «Мы знаем, кто ввозит такие лекарства, и держим их на контроле». Прекратить же деятельность таких фирм фактически невозможно – ведь обычно сбытом партии фальсифицированного лекарства занимаются фирмы- «однодневки», которые потом либо вовсе исчезают, либо меняют название.
Не дают большого эффекта и милицейские рейды. В суде очень сложно доказать, что арестованная партия была приобретена «злонамеренно». В прошлом году в ходе независимых проверок, проведенных Управлением по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и административного законодательства при ГУВД, было изъято всего ...12 упаковок фальсифицированных лекарств.
Сергей Некрасов считает, что в городе существует надежная система защиты фармацевтического рынка от подделок. Во-первых, все ввозимые лекарства и их поставщики заносятся в компьютерную базу. И если из Росздравнадзора приходит информация о каком-либо фальсифицированном препарате или серии, можно в течение нескольких часов выяснить, есть ли они в Петербурге и кто их завез. Это позволяет изъять из сети распространения до 50-70 процентов фальсифицированных лекарств еще до поступления в продажу. В аптеки и в другие организации здравоохранения два раза в неделю поступают бюллетени, в которых «прописаны» фальсификаты и их поставщики.
Во-вторых, Центр постоянно проверяет поставщиков. «Мониторят» ситуацию и представительства зарубежных фармацевтических фирм, заинтересованных в том, чтобы их лекарства не подделывали. Заслоном на пути фальсификата является и формирование аптечных сетей: их руководство не будет закупать для целого ряда аптек сомнительные лекарства.
В общем, Сергей Некрасов призвал петербуржцев к спокойствию. И если вы вдруг заметили, что хорошо знакомое вам лекарство поменяло «имидж», это еще не повод для сомнений в его подлинности. Ведь оформление часто меняется. Информация обо всех изменениях оперативно поступает в Центр по контролю качества и сертификации лекарств, где могут помочь разрешить ваши сомнения. Для этого существует телефон для справок 376-94-98 и телефон «горячей линии» - 376-90-91.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру