...Если меня спросят «кто такой Роман Цепов и чем он занимается?», я откровенно отвечу - «не знаю». Наверное, это прозвучит немного парадоксально, поскольку с этим человеком я знаком уже довольно давно. И все же, это чистейшая правда. Если по очень многим людям я способен дать некую, пускай даже субъективную характеристику (мне понятен их уровень, та ниша, которую они занимают в этом мире), то в случае с Романом Игоревичем мне не ясно абсолютно ничего. Я знаю, что этот человек «способен решать вопросы» (имел возможность наблюдать это лично), но как у него это получается, за счет чего и на каком уровне – не понимаю. Возможно, это каким-то образом связано с его бизнесом, может быть, все дело в неких особенностях личности этого человека... Смысла перечислять все предположения нет - вариантов масса. Некоторые, я знаю, искренне убеждены в том, что «крутизна Цепова» уходит корнями во времена, когда он охранял Путина. Сей факт действительно имел место. Но с другой стороны, будущий президент был знаком или как-то пересекался со многими. Не думаю, что он до сих пор помнит и привечает всех и каждого. Но в любом случае, я считаю, что Цепов - феноменальный во всех смыслах человек, хотя мне очень трудно самому отделять, где мифы о нем, а где реальность...
Наверняка же об этом человеке и о его деятельности известно совсем немногое. Например то, что его охранное агентство «Балтик-Эскорт» действительно каким-то образом получает заказы на охрану очень серьезных персон, VIP-ов международного уровня (вроде барона Ротшильда или Пьера Кардена) для которых государственная охрана по протоколу не положена, но с другой стороны по статусу должна, что называется, «соответствовать». Скорее всего, за этим стоят очень большие деньги и без какого-то серьезного блата (упомянем в данном случае это старое доброе слово) такие вопросы, скорее всего, не решаются.
Если за последние годы брэнд многих охранных предприятий города, скажем так, несколько потускнел (в том числе, в силу уменьшения актуальности ранее краеугольного «крышного» вопроса), то брэнд «Балтик-Эскорта», наоборот, в этом смысле резко прыгнул вверх. Это произошло в большей степени за счет харизматической личности его руководителя. И самое удивительно, такое положение вещей сложилось вопреки тому, что и само предприятие «Балтик-Эскорт», и его глава на протяжении многих лет неизменно существуют в являющейся объектом нашего изучения нише «Бандитского Петербурга». Речь в данном случае идет не о документальном произведении с одноименным названием, а о своего рода тусовке, в которой варятся не только бандиты, но и охранники, и менты, и прочие силовики. Так вот именно в этой тусовке имя Цепова уже давно повторяют с почтительнейшим придыханием, возводя Романа Игоревича чуть ли не в ранг олигарха, который может все и «решает» те самые «вопросы». При этом постоянно называются имена и Президента, и руководителей самых разных силовых структур, с которыми у Цепова, якобы сложились самые расчудесные отношения, благодаря которым он теперь может всё (ну, или скажем так – почти всё). Самые разные люди с претензией на небывалую осведомленность, всерьез перешептываются о том, что Роман Игоревич на самом деле занимает какие-то официальные секретные посты и уже в 35 лет был «где-то там» полковником «чего-то там». Скажем, к примеру, когда в последнее время в городе пошла волна убийств предпринимателей среднего звена и бывших бандитов, некоторые личности стали приписывать это обстоятельство влиянию Цепова. То есть, если раньше все пытались списать на «белую стрелу», то теперь шушукаются по углам «ну, без Цепова тут не обошлось» (и это все опять благоговейно да придыханием). Понятно, что здесь реальность уже балансирует на грани какой-то абсолютной мифологии, однако любопытно, что сам Цепов эти мифы развеивать не спешит: «Ну, и пусть ходят такие слухи. По крайней мере, лично я их вокруг себя не распускаю».
При этом достоверно известно, что все силовые структуры, начиная с МВД и кончая ФСО, «гноили» его контору начиная с 1993-го года. В частности, по нашим подсчетам, за последние десять лет в «Балтик-Эскорте» было проведено едва ли не три десятка (!) обысков. Уголовные дела в отношении предприятия возбуждались четырежды, количество же задержаний непосредственно самого Цепова (для каких-то объяснений, дачи показаний и проч.), по его словам, просто «не поддается никакому исчислению». Если добавить сюда еще и тот факт, что начиная с того же 1993 года в отношении Цепова предпринималось пять попыток покушений, становится, честно говоря, жутковато. И пускай все конфликты, которые были у Цепова с правоохранительной системой, ни разу не вылились в доведенные до своего логического конца уголовные дела, пускай большинство попыток покушений на него были предотвращены еще на уровне подготовки (с задержаниями, арестами.), от этого не становится яснее ситуация с тем, а чем собственно вызван такой гигантский кредит доверия, оказываемый Роману Игоревичу и его структурам? В том числе, и со стороны власть предержащих?
В последние годы в плане получения прибыли охранный бизнес для Романа Игоревича далеко не основной. Хотя он и утверждает, что садясь за один стол с олигархами настоящего бизнеса, он все равно остается для них директором охранного предприятия. (Правда, уважаемого охранного предприятия). Но в целом спектр его коммерческой деятельности достаточно широк: от туризма и игорного бизнеса, до строительства, недвижимости, страхования и перевозок. При этом, несмотря на то, что большая часть этого бизнеса уже перенесена в Москву, сам Цепов считает себя питерским и говорит, что в столицу никогда не переедет.
О бывших и нынешних коллегах по бизнесу он предпочитает не говорить. Равно как не любит распространяться о своих взаимоотношениях с представителями мира криминального. Из того, что доводилось слышать лично мне, я знаю, что у Цепова долгое время были очень плохие отношения с Русланом Коляком. Я помню даже, как в свое время Коляк хвастался, что он-де машины Цепову жёг, что скоро его «опустит» и прочее подобное такое «бла-бла». Было это году в 97-98-м, а вот в 2003-м, незадолго до своей гибели тот же Руслан Артемьевич, которого я как-то случайно встретил, интересовался, не мог бы я организовать ему встречу с Цеповым по некоему, сугубо важному для Коляка вопросу. (Руслан задавал этот вопрос довольно зло и не без доли эдакой издевки, по нему было видно, что сама ситуация, когда он вынужден переломить себя и пойти на поклон к Цепову ему крайне неприятна). Кстати об убийстве Коляка, я так думаю, в нашем городе одним из первых узнал именно Цепов. У меня и раньше была возможность убедиться, что такого рода информацию он узнает чрезвычайно быстро. В случае с Коляком, Цепов позвонил мне в Агентство и рассказал об убийстве спустя максимум полтора часа после того, как собственно, само убийство произошло. Интересно, что при всем том негативе, который шел в отношении него со стороны Коляка, Цепов никогда не отзывался о покойном плохо. В свое время он придумал Руслану кличку «Терминатор-Ноль» и ассоциировал его с неким агентом или конфиденциальным источником, который ощутив себя переросшим это качество, безуспешно пытался выйти из-под контроля...
Цепов убежден, что конкретных врагов (не включая недоброжелателей) с которыми ему пришлось бы считаться, у него среди обитателей нынешнего «Бандитского Петербурга» фактически не осталось. Есть лишь те, которые хотели бы причинить ему зло (их, по его словам, достаточное количество), но они по разным причинам сегодня просто не в состоянии этого сделать. К тому же «Бандитского Петербурга» образца 98-го года, по мнению Романа Игоревича, сегодня просто не существует – мол, у бывших бандитов теперь совершенно другие проблемы. «Они хотят, чтобы их считали коммерсантами, - говорит Цепов, - но при этом бизнес пытаются не криминально, но по-бандитски грубо, поэтому их никогда никто за один стол с собой не посадит».
В так называемых «определенных кругах» Романа Цепова знают все, притом что человек он абсолютно не публичный. Застать его там, где людно, практически нереально. Презентации, общественные мероприятия, салоны и прочее – это не для него, это так сказать не «цеповский» стиль. Избитый штамп «серый кардинал» подходит ему куда больше. Поэтому, если кого-то заинтересовал этот человек до такой степени, что захотелось посмотреть на него вживую, то я могу лишь отослать его к сериалу «Бандитский Петербург». Там, есть такая сцена, в которой Адвокат (Певцов) убивает Мишу Резаного на глазах у сидящих за столом «авторитетов». Так вот один из этих персонажей-«упырей» Цепов и есть. Кстати, впоследствии, когда режиссер Бортко начал экранизировать Достоевского, Цепов оказал ему неоценимую помощь (если присмотреться, то в титрах фильма «Идиот» можно прочесть благодарность Цепову). Роман Игоревич и в настоящее время сотрудничает с Бортко, выступая в роли сопродюсера фильма «Шестая рота», рассказывающего о гибели псковских десантников. Я точно знаю, что без помощи Цепова, решение разных вопросов, особенно на московском уровне, да и сам запуск этого фильма, были бы невозможны. Как рассказывал мне Бортко, Роман Игоревич произвел на него впечатление настоящего волшебника, который может одним телефонным звонком решить проблему невероятной сложности. Ни я, ни Бортко не знаем как это у него получается - но у него это получается. При этом Цепов абсолютно не относится к кинопроцессу как к бизнесу - для него это просто такое доброе, если хотите богоугодное, дело.
Здесь надо сказать, что к Богу, Цепов относится, как он сам говорил мне когда-то «без фанатизма, но нормально». То есть, без показушного такого отношения, вроде того же Коляка, который крестился, проезжая мимо любой церкви. Как в свою очередь Бог относится к Цепову, сказать не берусь (вопрос явно не по адресу). С другой стороны, я не много в своей жизни встречал людей, которые заявляли бы, что все их мечты уже практически исполнились. Как уверяет Цепов, если бы у него была волшебная палочка, то единственное, чего бы он хотел попросить, это не вставать рано утром и не просыпаться от звука будильника...
Надо сказать, что в данном случае, при вырисовывающиейся в близкой к демонизации образа Цепова картины, этот человек, как-то совершенно не по-современному - человечен. Я допускаю, что возможно, он отнюдь не таков с подчиненными, партнерами, наконец с конкурентами по бизнесу, но лично мне почти всегда было очень легко (и уютно, что-ли?) общаться с ним. Может быть от того, что отчасти мы с ним в чем-то очень похожи. Мне, безусловно, импонирует манера его общения, его чувство юмора (в отдельных случаях балансирующего на грани «черного»), а кроме того сам факт сохранившегося до сих пор в характере этого сильного и влиятельного человека элементов непосредственного, где-то совершенно наивного, ребячества. Он бывает резок, он до невозможности вспыльчив и, как многие из нас, терпеть не может признавать свою неправоту. Но в то же время, во всех тех случах, когда он понимает, что совершил ошибку или был в чем-то не прав, он найдет в себе силы загладить свою вину. Причем, сделает это в высшей степени корректно, каким-нибудь совершенно нетравиальным и безумно-изящным способом.
Словом, если говорить о легендах и мифах «Бандитского Петербурга», следует признать, что Роман Цепов - это, может быть, одна из самих мифогенных личностей, о которой мало что можно сказать конкретно и о которой при этом существует колоссальное количество разных полуправдивых и «полу-на-чем-то-основанных» историй. Это человек о котором нельзя говорить однозначно и которого невозможно также однозначно оценивать. И это обстоятельство, по-видимому, абсолютно устраивает самого Романа Игоревича. Ибо такая манера присуща ему самому: «да» и «нет» – не говорить, «черным» и «белым» - не называть.