Внесенный губернатором Санкт-Петербурга проект Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" подготовлен в соответствии с требованиями статьи 232 БК РФ о необходимости внесения изменений и дополнений в закон о бюджете в случае направления дополнительных доходов на цели, не связанные с уменьшением дефицита бюджета и выплатой по долговым обязательствам бюджета, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов.
Законопроектом предлагается изменение основных параметров бюджета:увеличение доходов на 4 331 763,2 тыс. рублей или на 5,3 %;увеличение расходов на 5 058 153,1 тыс. рублей или на 5,9 %;увеличение дефицита на 726 389,9 тыс. рублей или на 19,6 %.
Основаниями для внесения изменений в бюджет согласно пояснительной записке к проекту закона являются:итоги исполнения бюджета Санкт-Петербурга за 1 квартал 2004 года;необходимость приведения Закона о бюджете Санкт-Петербурга в соответствие с Законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год";реализация мероприятий Правительства Санкт-Петербурга, направленных на увеличение доходной части бюджета Санкт-Петербурга.
КСП отмечает, что в проекте закона в текстовой части учтены замечания палаты о приведении в соответствие с требованиями БК РФ положений Закона о бюджете о закупках. Контракты на закупку товаров, работ и услуг на суммы свыше 2000 МРОТ будут осуществляться исходя из размера МРОТ, равного 100 рублям.
Доходная часть бюджета
Доходная часть бюджета в целом за 1 квартал 2004 года исполнена по отношению к годовым бюджетным назначениям на 21,8 %, к бюджетной росписи на 1 квартал - на 105,3 %. По отдельным видам доходов исполнение существенно превысило бюджетные задания.
Справочные материалы к проекту Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" не содержат расчетов, подтверждающих необходимость внесения изменений в доходную часть бюджета.
Предлагаемые изменения в доходную часть бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год приведены в таблице:
Источники доходов | Утверждено (тыс. рублей) | Предлагаемые изменения (тыс. руб.), (+;-) | % испол-нения к бюджету на 2004 год | % исполнения бюджетной к росписи на 1 кв. 2004 г. |
---|---|---|---|---|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 64 478 350,0 | 1 550 953,9 | 20,8 | 103,3 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 10 859 794,6 | 2 331 738,5 | 27,7 | 123,7 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ | 4 164 011,0 | 423 515,0 | 19,2 | 82,1 |
в том числе средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды | 0,0 | - 9 028 545,4* | 0,0 | 0,0 |
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ | 0,0 | 9 028 545,4* | 0,0 | 0,0 |
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2 486 084,2 | 25 555,8 | 25,5 | 111,4 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 81 988 239,8 | 4 331 763,2 | 21,8 | 105,3 |
Примечание: * - данные изменения осуществлены в соответствии с требованиями бюджетной классификации РФ для включения группы "Доходы целевых бюджетных фондов" и не влияют на итоговую сумму доходов бюджета Санкт-Петербурга.
Внесенным губернатором Санкт-Петербурга проектом закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете на 2004" предлагается увеличить доходы бюджета в целом на 4 331 763,2 тыс. рублей или на 5,3 %, в том числе:налоговые доходы на 1 550 953,9 тыс. рублей или на 2,4 %;неналоговые доходы на 2 331 738,5 тыс. рублей или на 17,6 %;безвозмездные перечисления на 423 515 тыс. рублей или на 10,2 %; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 25 555,8 тыс. рублей, или на 1,0 %.
В соответствии с требованиями закона РФ "О бюджетной классификации в Российской Федерации" в доходы бюджета Санкт-Петербурга включена группа "Доходы целевых бюджетных фондов" в сумме 9 028 545,4 тыс. рублей. Поскольку источниками доходов целевых бюджетных фондов являются налоги и платежи, учитываемые в составе групп "Налоговые доходы", "Неналоговые доходы" и субвенции из федерального бюджета (группа "Безвозмездные перечисления"), в результате передачи доходов в целевые бюджетные фонды итоговая сумма по группе "Безвозмездные перечисления" отражается со знаком "минус".
Наиболее существенной корректировке подлежат следующие статьи доходов бюджета Санкт-Петербурга:
1. Акцизы на нефтепродукты увеличиваются на 1 674 678,2 тыс. рублей или в 1,5 раза, что связано с увеличением числа плательщиков таких акцизов, получивших свидетельства в конце 2003 года и начале 2004 года.
На финансирование консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации направляется 60 % отчислений от уплаты акцизов на нефтепродукты. В соответствии с требованиями статьи 94 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен следующий порядок перечислений этих средств в бюджет Санкт-Петербурга:10 % отчислений направляется в бюджет Санкт-Петербурга; 50 % отчислений направляется в консолидированный бюджет Российской Федерации, для распределения в соответствии с нормативами отчислений, (5,2764 % для Санкт-Петербурга) между консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации (в том числе в бюджет Санкт-Петербурга) для финансирования дорожного хозяйства. Установленный в 2004 году порядок распределения доходов от акцизов на нефтепродукты позволил бюджету Санкт-Петербурга получить доходов по этой статье в 1,77 раза больше, чем при порядке распределения, действовавшем в 2003 году.
Поступления акцизов на нефтепродукты в бюджет Санкт-Петербурга за 1 квартал 2004 года составили 654 142,0 тыс. рублей (61 592,0 тыс. рублей - собственно акцизы на нефтепродукты, 592 550,0 тыс. рублей - доходы от уплаты акцизов), и превысили плановое задание по бюджетной росписи за 1 квартал 2004 года на 304 415,6 тыс. рублей, или в 2,3 раза, что и явилось одним из оснований для корректировки бюджетного задания.
2. Поскольку задание по ряду статей доходов по бюджетной росписи за 1 квартал 2004 года значительно перевыполнено, то увеличение бюджетного задания по ним является обоснованным:"Лицензионные и регистрационные сборы" - на 1 311 тыс. рублей или на 49,9 %; "Налог на имущество" - на 32 500 тыс. рублей, или на 0,6 %; "Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ размещения отходов" - на 187 448,7 тыс. рублей, или на 85,0 %. На основании исполнения бюджетных назначений за 1 квартал 2004 года (395,9%) бюджетное задание по вышеуказанной статье, предлагаемое в проекте бюджета, возможно увеличить не менее чем в 2 раза; "Государственная пошлина" - на 10 416,0 тыс. рублей, или на 5,8 %; "Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства" - на 43 440,0 тыс. рублей, или на 21,2 %.
3. "Налог с продаж" уменьшен на 79 697,0 тыс. рублей, в связи с его отменой с 1 января 2004 года. В последующие месяцы будет осуществляться только погашение недоимки, данные о размерах которой по состоянию на 01.04 2004 года в материалах к проекту Закона отсутствуют.
4. В связи с осуществляемым УМНС РФ по Санкт-Петербургу совместно с регистрирующими органами уточнением сведений о владельцах транспортных средств предлагается уменьшить задание по транспортному налогу на 275 703,0 тыс. рублей, или на 16,6 %.
Исполнение по транспортному налогу за 1 квартал 2004 года составило 63 435,0 тыс. рублей, и превысило плановое задание по бюджетной росписи на 1 квартал 2004 года в 2 раза. Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала, что неисполнение бюджетного назначения по этому налогу связано с низким уровнем налогового администрирования.
5. Анализ исполнения бюджета за 1 квартал 2004 года показал, что бюджетные задания по группе "Неналоговые доходы" в целом перевыполнены на 24 %, в частности, по статьям: "Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства" - на 82 %; "Платежи от государственных и муниципальных организаций" - на 61 %; "Средства от распоряжения и реализации арестованного, конфискованного имущества" - в 2 раза; "Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения" - на 38 %; "Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей" - в 84 раза.
Кроме того, в бюджет Санкт-Петербурга поступили не предусмотренные бюджетной росписью на 1 квартал дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, в сумме 1 902 тыс. рублей.
По статье "Платежи от государственных и муниципальных организаций" рост доходов произошел за счет поступлений средств инвесторов на развитие инфраструктуры, обусловленных увеличением отчислений за 1 квадратный метр площади, что соответствует предложению Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, изложенному в Заключении на проект Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год".
Законопроектом предусмотрено увеличение неналоговых доходов на 2 331 7 38,5 тыс. рублей или на 21,5 %, в том числе по статьям: "Дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности" - на 7,400 тыс. рублей или на 55,6 %; "Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства" - на 43 440 тыс. рублей или на 21,2 %; "Платежи от государственных и муниципальных организаций" - на 2 200 830 тыс. рублей или на 98,8 %; "Средства от распоряжения и реализации арестованного, конфискованного имущества" - на 500 тыс. рублей или на 18,8 %; "Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения" - на 45 427 тыс. рублей или на 39,7 %; "Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей" - на 624 тыс. рублей или в 6,5 раз; "Прочие неналоговые доходы" - на 33 517 тыс. рублей или на 19 %, при недовыполнении бюджетного задания на 1 квартал на 33 %.
Динамика поступления неналоговых платежей в 1 квартале 2004 года позволяет сделать вывод об обоснованности увеличения бюджетного задания по группе "Неналоговые доходы".
6. Проектом Закона предусматривается увеличение безвозмездных перечислений в бюджет Санкт-Петербурга на 423 515 тыс. рублей за счет приведения закона о бюджете Санкт-Петербурга в соответствие с федеральным бюджетом. По статьям доходов подгруппы "От других бюджетов бюджетной системы" группы "Безвозмездные перечисления" увеличение бюджетного задания составляет:по статье "Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" - на 42 637 тыс. рублей;по статье "Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" - на 359 175 тыс. рублей, из которых 358 000 тыс. рублей приходится на подстатью "Прочие субвенции", в том числе субвенции на государственную поддержку дорожного хозяйства;по статье "Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" - на 21 703 тыс. рублей.
Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга по состоянию на 01.04.2004: по статье "Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" поступления отсутствуют, по статье "Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" бюджетное задание, установленное бюджетной росписью на 1 кв. 2004 года, исполнено в сумме 691 830 тыс. рублей или на 82,8 %.
Законом РФ "О Федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрены поступления в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета в сумме 1 556 359,0 тыс. рублей, что меньше бюджетных назначений, предусмотренных проектом Закона в 2,9 раза. Следует отметить, что по ряду целевых статей раздела "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" конкретный размер средств, выделяемых субъекту РФ из федерального бюджета, определяется решениями органов исполнительной власти Российской Федерации. Такой порядок распределения средств финансовой помощи не позволяет на основании представленных материалов оценить соответствие бюджета Санкт-Петербурга федеральному бюджету.
В соответствии с бюджетной классификацией РФ проектом Закона предусматривается включение в группу "Безвозмездные перечисления" подгруппы "Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды", в которой со знаком "минус" отражается сумма доходов, передаваемых в целевые бюджетные фонды. В результате сумма доходов по строке "Безвозмездные перечисления" в представленном проекте бюджета отрицательная. Фактически без учета передаваемых в целевые бюджетные фонды средств сумма доходов по группе "Безвозмездные перечисления" в бюджете Санкт-Петербурга составляет 4 587 526,0 тыс. рублей.
7. По доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности увеличение бюджетного задания составляет 25 555,8 тыс. рублей, или 101 % от первоначального бюджетного задания, в то время как исполнение за первый квартал составило 111,4 % от утвержденной бюджетной росписи. Таким образом, на основании динамики поступления этих средств бюджетное задание по группе "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" в проекте бюджета по оценке Контрольно-счетной палаты занижено.
Кроме того, законопроектом не учтено увеличение поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возникающее в результате принятия Закона Санкт-Петербурга "О плате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
8. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обращает внимание на тот факт, что в проекте Закона не учтены доходы, поступающие в подведомственные Жилищному комитету бюджетные учреждения от оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе доходы от увеличения тарифов на жилищные услуги. (Справочно: Платежи населения за жилищно-коммунальные услуги в 2003 году составили 12 081 418,8 тыс. рублей).
При корректировке бюджета на 2004 год предложения Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по увеличению доходов бюджета и привлечению дополнительных средств, изложенные в Заключении на проект бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год, практически не учтены. Так, безосновательно не реализованы следующие предложения: о продаже принадлежащих Санкт-Петербургу акций хозяйственных обществ, от которых город не получает дивидендов, и обремененных долгами акционерных обществ (или долей в них), принадлежащих Санкт-Петербургу, что позволит получить в бюджет не менее 5 млрд. рублей (например, ОАО "Дворец спорта");о продаже или вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства вместе с занимаемыми ими земельными участками посредством конкурсов (торгов), что позволит получить не менее 2 млрд. рублей;о размещении рекламы на объектах, находящихся в собственности города, путем увеличения тарифных расценок и проведения конкурсов, что позволит получить дополнительно до 1,5 млрд. рублей;о продаже земельных участков инвесторам позволит дополнительно получить порядка 2 млрд. рублей;об изменении порядка взаимоотношений с ГУПами в части использования ими имущества Санкт-Петербурга. Часть ГУПов должна быть приватизирована, а также рассмотрен вопрос о передаче остальным ГУПам имущества Санкт-Петербурга не в хозяйственное ведение, а на основании договоров аренды, что позволит дополнительно получить не менее 7 млрд. рублей.
Кроме того, доходная часть проекта Закона сформирована с нарушением требований бюджетного законодательства, в нарушение требований ст.26 БК РФ и Закона РФ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в проекте закона отсутствуют: в группе "Безвозмездные перечисления" - статья "Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти"; в группе "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" подгруппы "Доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" и "Безвозмездные поступления по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
Расходная часть бюджета
Расходную часть бюджета предлагается увеличить на 5 058 153,1 тыс. рублей или на 5,9 %, в том числе:по разделу "Транспорт, связь и информатика" на 1 063 624,9 тыс. рублей или на 34,4 %, из них на расходы по автомобильному транспорту - 846 375,4 тыс. рублей или в 2 раза по сравнению с утвержденными бюджетными назначениями на 2004 год;по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" - на 904 893,9 тыс. рублей или на 8,8 %, из них на коммунальное хозяйство 654 309,4 тыс. рублей или на 31 % к годовым бюджетным назначениям, на жилищное хозяйство - 246 455,2 тыс. рублей или на 3,1 % к годовым бюджетным назначениям. Следует отметить, что в настоящее время Законодательным Собранием рассматривается пакет законопроектов по увеличению платы за жилье. По расчетам Жилищного комитета их принятие позволит уменьшить расходы бюджета на 241 млн. рублей. Однако, в предлагаемой корректировке бюджета вместо сокращения расходов бюджета планируется их увеличение;по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" на 801 345,6 тыс. рублей или на 12,8 % к годовым бюджетным назначениям;по разделу "Образование" на 304 465 тыс. рублей или на 1,7 % к годовым бюджетным назначениям;по разделу "Здравоохранение и физическая культура" на 269 270,9 тыс. рублей или на 2,6 % к годовым бюджетным назначениям;по разделу "Целевые бюджетные фонды" на 1 347 332,4 тыс. рублей или на 12 %, из них Фонд развития инфраструктуры на 801 042,3 тыс. рублей или на 15,5 %, Территориальный дорожный фонд на 358 221,4 тыс. рублей или на 6,1 % и Территориальный экологический фонд на 188 068,7 тыс. рублей или на 84,5 %.
Основное увеличение расходной части бюджета предлагается произвести за счет значительного увеличения капитальных расходов - на 3 321 543,5 тыс. рублей или на 16,7 %. Текущие расходы бюджета предлагается увеличить на 1 736 609,6 тыс. рублей или на 3,3 %.
Значительно увеличиваются бюджетные назначения по таким отраслям как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и промышленность, в основном за счет увеличения капитальных расходов. При этом ни пояснительная записка, ни справочные материалы не содержат никаких обоснований необходимости увеличения расходов бюджета Санкт-Петербурга. В справочных материалах указаны только суммы и направление дополнительных бюджетных ассигнований без обоснования.
В частности, по отрасли "Транспорт" отсутствует обоснование увеличения в 46,6 раза бюджетных назначений на приобретение автобусов для социальных перевозок (771 550 тыс. рублей против 16 570 тыс. рублей предусмотренных бюджетом) и в 2 раза на приобретение трамвайных вагонов (250 380 тыс. рублей против 125 660 тыс. рублей, предусмотренных в бюджете). Также отсутствуют обоснования увеличения субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение городского заказа по перевозке пассажиров в автобусах и наземным городским транспортом и компенсаций ГУП "Петербургский метрополитен" за льготный и бесплатный проезд на общую сумму 227 736,1 тыс. рублей.
По сравнению с расходами на транспорт, промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство расходы на образование и здравоохранение в абсолютных суммах увеличиваются незначительно и, в основном, за счет увеличения текущих расходов.
Текущие расходы по разделу "Образование" увеличиваются на 289 399,7 тыс. рублей, а капитальные расходы всего на 15 065,3 тыс. рублей. В частности, предлагается увеличить бюджетные назначения на содержание общеобразовательных школ. Причем на содержание общеобразовательных школ, расположенных в Невском, Приморском и Пушкинском административных районах Санкт-Петербурга предлагается существенное, по сравнению с другими районами, увеличение бюджетных ассигнований. Обоснование необходимости увеличения бюджетных назначений по этим районам в таких объемах не представлено. Данные об изменении бюджетных ассигнований на содержание общеобразовательных школ по административным районам Санкт-Петербурга представлены в таблице:
Территориальное управление административного района Санкт-Петербурга | Содержание общеобразовательных школ | ||
Бюджетные назначения на 2004 год, тыс. рублей | Предлагаемые изменения,тыс. рублей | % увеличения бюджетных назначений | |
Василеостровского | 293 525,3 | 331 | 0,1 |
Выборгского | 515 165,7 | 723 | 0,1 |
Кировского | 522 484,3 | 1 692 | 0,3 |
Красногвардейского | 432 874,7 | 1 193 | 0,3 |
Невского | 603 654,2 | 23 202 | 3,8 |
Петроградского | 233 318 | 357 | 0,2 |
Приморского | 518 311,6 | 19 582 | 3,8 |
Пушкинского | 145 965,5 | 6 996 | 4,8 |
Центрального | 396 885,3 | 6 188 | 1,6 |
Текущие расходы по разделу "Здравоохранение и физическая культура" увеличиваются на 192 339,3 тыс. рублей, а капитальные расходы всего на 76 931,6 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в Заключении на проект закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" отмечала, что бюджетные назначения по 12 целевым статьям Комитета по здравоохранению не учитывают реальную потребность в этих средствах. Следует отметить, что в ходе предлагаемой корректировки бюджета по 9 целевым статьям потребность в бюджетных ассигнованиях, заявленная Комитетом по здравоохранению, удовлетворена в полном объеме, а по 3 целевым статьям потребность в бюджетных ассигнованиях обеспечена только:на 35 % по целевой статье 4300217 "Расходы на централизованное приобретение оборудования для учреждений здравоохранения"; на 46,4 % по целевой статье 4300218 "Расходы на прочие мероприятия в области здравоохранения";на 31,2 % по целевой статье "Расходы на дорогостоящие виды услуг и услуги специализированных отделений в стационарах, находящихся в системе ОМС".
Кроме того, в связи с тем, что при расчете тарифов на оказание медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию коммунальные платежи, как статья расходов, исключены, в проекте закона бюджетные назначения по целевой статье "Платежи из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения" уменьшены на 200 000 тыс. рублей. Одновременно с этим Комитету по здравоохранению предусмотрены ассигнования на оплату коммунальных услуг учреждений здравоохранения, функционирующих в системе ОМС, в сумме 300 000 тыс. рублей.
По разделу "Культура, искусство и кинематография" бюджетные назначения увеличены на 23 503 тыс. рублей, в том числе: на 6 054,1 тыс. рублей текущие расходы и на 17 448,9 тыс. рублей - капитальные расходы.
По разделу "Социальная политика" на 70 000 тыс. рублей сокращены расходы на социальные выплаты отдельным категориям неработающих пенсионеров, проживающим в Санкт-Петербурге, но на 25 397,8 увеличены бюджетные назначения на финансирование учреждений социального обеспечения и службы занятости и на 16 978,7 увеличены расходы на выплату ежемесячного пособия на ребенка. Обоснования предлагаемых изменений не представлены.
В представленном проекте закона не в полном объеме учтены изменения бюджетных назначений на основании справок-уведомлений Комитета финансов о перемещении бюджетных ассигнований в 1 квартале 2004 года. Выборочной проверкой установлено, что не учтены при корректировке бюджета фактически произведенные изменения бюджетных назначений на общую сумму 85 650,3 тыс. рублей, в том числе:увеличение бюджетных назначений на общую сумму 67 803,2 тыс. рублей;уменьшение бюджетных назначений на общую сумму 17 847,1 тыс. рублей.
Перечень целевых статей, по которым при внесении изменений в бюджет Санкт-Петербурга не учтены фактически произведенные в 1 квартале 2004 года перемещения бюджетных ассигнований по справкам-уведомлениям Комитета финансов приведен в приложении.
В целом анализ направления средств бюджета свидетельствует о том, что бюджет Санкт-Петербурга по-прежнему остается бюджетом приоритетов и возможностей, а не бюджетом целей. Эта тенденция не дает возможности жителям города и потенциальным инвесторам оценить перспективы развития Санкт-Петербурга.
Адресная программа капитальных вложений на 2004 год
1. Проект Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" предусматривает увеличение расходов по Адресной программе капитальных вложений (АПКВ) с 6 800 668 тыс. рублей до 8 435 862,1 тыс. рублей, т.е. на 1 635 194,1 тыс. рублей или на 24 %.
Дополнительные бюджетные ассигнования по Адресной программе капитальных вложений направляются на:приобретение автобусов и трамвайных вагонов - 879 700 тыс. рублей;жилищное строительство и реконструкцию - 350 707,9 тыс. рублей;объекты коммунального хозяйства, включая объекты инженерной инфраструктуры, - 224 295,1 тыс. рублей;объекты образования, культуры, здравоохранения и социальной политики - 54 792 тыс. рублей;создание телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - 50 500 тыс. рублей.
2. По проекту закона предусматривается увеличение расходов по АПКВ по отрасли "Жилищное строительство и реконструкция" на 350 707,9 тыс. рублей (по 9 объектам увеличивается финансирование на 522 898,9 тыс. рублей, одновременно, по 5 объектам сокращаются бюджетные назначения на 172 191 тыс. рублей).
В АПКВ на цели жилищного строительства и реконструкции предусматривается включить финансирование новых объектов: "Долевое участие в строительстве или приобретении жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" на сумму 132 516,6 тыс. рублей; "Реконструкция внутридомовых сетей Петроградского административного района" на сумму 60 000 тыс. рублей; "Санация жилых домов первых массовых серий" на сумму 39 475,3 тыс. рублей.
Проектом закона также предусматривается увеличение расходов по сравнению с бюджетом 2004 года по объекту "Жилой дом для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, Колпино, кв.17А, корп.1,2,4,5" на 197 743,4 тыс. рублей или в 6,7 раза. Дополнительно предполагается финансирование 2, 4 и 5 корпусов.
Одновременно, сокращается финансирование следующих объектов по отрасли "Жилищного строительство":Жилой дом для льготных категорий очередников, СПЧ, кв.56АБ, корп.3 - на 12 380 тыс. рублей;Жилые дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, СПЧ, кв.56АБ, 4 и 5 корпусы - на 74 563 тыс. рублей;Строительство жилого дома для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, кв.16204, Павловск - на 70 000 тыс. рублей. Окончание строительства данного объекта переносится с 2004 на 2005 год;Жилой дом для участников ликвидации аварии на ЧАЭС, СПЧ, кв.56АБ, корп.2 (ПИР и строительство) - 15 248 тыс. рублей.
В представленных материалах не содержится обоснований необходимости сокращения финансирования строительства по данным социальным объектам и перераспределения средств на новые объекты.
3. По проекту закона предусматривается увеличение расходов по объектам образования, культуры, здравоохранения и социальной политики АПКВ на 54 792 тыс. рублей (по 15 объектам увеличивается финансирование на 267 703 тыс. рублей, одновременно, по 5 объектам сокращаются бюджетные назначения на 212 911 тыс. рублей).
По АПКВ предусматривается увеличение бюджетных ассигнований по сравнению с бюджетом 2004 года по следующим объектам социальной сферы: "Хирургический корпус Покровской больницы, Большой пр., д.85" - на 136 094,7 тыс. рублей или в 4,9 раза; "Зоопарк (слоновник, террариум, реконструкция площадки молодняка и пр.)" - на 20 500 тыс. рублей или в 5,1 раза;
Средства на увеличение расходов по данным объектом перераспределяются, в том числе за счет сокращения финансирования по следующим объектам:Реализация энергосберегающего проекта по замене светильников в школах Санкт-Петербурга" - на 70 000 тыс. рублей; "Поликлиника для взрослых, Шувалово - Озерки, кв.4, корп.13" - на 32 830,8 тыс. рублей, окончание строительства данного объекта переносится с 2004 на 2005 год; "Центр социальной реабилитации для детей и подростков, СПЧ, кв.61, корп.26" - на 25 000 тыс. рублей; "Строительство пищеблока городской инфекционной больницы № 30 им. С.П. Боткина, ул. Миргородская, д. 3/4" - на 23 843 тыс. рублей.
В представленных материалах не содержится обоснований необходимости сокращения финансирования строительства по данным социальным объектам и перераспределения средств на новые объекты.
Источники финансирования дефицита бюджета
1. Проект Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" предполагает увеличение дефицита бюджета на 726 390 тыс. рублей, при этом дефицит составит 4 425 126 тыс. рублей. КСП считает, и это отмечалось в Заключении на проект Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год", что при существующих источниках возможных дополнительных поступлений средств в бюджет Санкт-Петербурга дефицит не является оправданным и обоснованным.
2. Предполагаемое в проекте закона увеличение объема дефицита бюджета не приведет к увеличению объема заимствований, предусмотренного утвержденным бюджетом, так как дефицит будет покрыт:за счет изменений остатков средств бюджета на счетах в кредитных организациях на 639 523,9 тыс. рублей (КСП в аналитических записках о ежемесячном исполнении бюджета в 2003 году постоянно приводила данные о значительных остатках свободных денежных средств бюджета Санкт-Петербурга);за счет увеличения поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 86 866,0 тыс. рублей.
Обоснования по объему поступлений средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, не представлены.
Государственный долг Санкт-Петербурга и расходы на его обслуживание
1. На 01.01.2004 года государственный долг Санкт-Петербурга составил 13 120 381 тыс. рублей, а по проекту закона о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" предельный объем долга на конец 2004 года составит 17 208 500 млн. рублей, что на 31 % больше, чем на начало года.
Проект закона при сохранении объема долговых обязательств, утвержденных бюджетом, предполагает сокращение на 145 801 тыс. рублей объема привлечения средств в бюджет (прямых заимствований), в том числе за счет:размещения государственных ценных бумаг - на 122 760 тыс. рублей;привлечения кредитов в валюте - на 23 041 тыс. рублей.
В то же время в 2004 году условные долговые обязательства (гарантии) увеличатся на ту же сумму.
Изменение долговых обязательств по видам приведено в таблице:
(тыс. рублей)
№ | Вид долгового обязательства | Бюджет | Проект закона | Изменения |
1 | Внутренние заимствования | 3 602 524 | 3 602 524 | 0 |
1.1 | Государственные именные облигации | 3 572 363 | 3 449 603 | 122 760 |
1.2 | Среднесрочные гос. именные облигации | -579 | -579 | 0 |
1.3 | Государственные гарантии | 30 740 | 153 500 | -122 760 |
2 | Внешние заимствования | 0 | 0 | 0 |
2.1 | Кредиты международных финансовых организаций | -169 300 | -127 465 | -41 835 |
2.2 | Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм | 199 700 | 0 | 199 700 |
2.3 | Прочее финансирование, в том числе | -30 400 | 127 465 | -157 865 |
кредиты коммерческих банков в валюте | 133 200 | 268 024 | -134 824 | |
государственные гарантии | -163 600 | -140 559 | -23 041 | |
3 | Всего заимствований | 3 602 524 | 3 602 524 | 0 |
3.1 | Безусловные обязательства (прямые) | 3 735 384 | 3 589 583 | 145 801 |
3.2 | Условные обязательства (гарантии) | -132 860 | 12 941 | -145 801 |
2. Несмотря на то, что в бюджетами 2002-2003 годов были предусмотрены средства на экспертизу инвестиционных проектов и затраты бюджетных средств на эти цели только по Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли составили 2 061,6 тыс. рублей, проектом закона не предусмотрено предоставление гарантий в 2004 году коммерческим организациям, что свидетельствует о неэффективном и нерациональном расходовании средств на экспертизу.
3. Проектом закона не предусмотрено изменение величины финансирования расходов по обслуживанию долга, несмотря на сокращение объема привлечения средств в бюджет на 145 801 тыс. рублей, что указывает на возможный резерв сокращения расходов на обслуживание долга.
4. Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проверок ГУПов установлены факты привлечения ими кредитов коммерческих банков по ставкам, значительно превышающим ставки по бюджетным заимствованиям. Так, например, в 2003 году СПб ГУП "Пассажиравтотранс" под залог имущества Санкт-Петербурга, переданного ему в хозяйственное ведение, получал кредиты:в сентябре - октябре: в ОАО "Банк Санкт-Петербург" - 115 000 тыс. рублей под 118 % годовых;в августе: в КБ "Роспромбанк" - 65 000 тыс. рублей под 18,5 % годовых; в ОАО "Балтинвестбанк" - 6 000 тыс. рублей под 19,5 % годовых, в то время как средневзвешенная ставка заимствования по государственным ценным бумагам в 2003 году составила 10,39 %.
Целевые бюджетные фонды
Фонд развития инфраструктуры
1. Целевой бюджетный фонд развития инфраструктуры Санкт-Петербурга согласно Закону Санкт-Петербурга "О целевом бюджетном фонде развития инфраструктуры Санкт-Петербурга" №322-30 от 12.07.2002 года предназначен для финансирования инвестиционных проектов (программ) развития инфраструктуры Санкт-Петербурга.
В соответствии со "Сметой доходов и расходов целевого бюджетного фонда развития инфраструктуры Санкт-Петербурга на 2004 год" доходы фонда формируются за счет следующих источников:
(тыс. рублей)
№ | Источники доходов | Бюджет | Проект | Изменения |
1 | Государственные ценные бумаги субъектов РФ, муниципальные бумаги | 0 | ||
2 | Средства от инвесторов на развитие городской инфраструктуры в результате предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них | |||
Итого доходов |
Увеличение доходов фонда будет обеспечено за счет роста поступлений средств от инвесторов на развитие городской инфраструктуры в результате увеличения отчислений за 1 квадратный метр площади при предоставлении объектов недвижимости и имущественных прав на них.
2. Указанные в проекте изменений бюджета доходы от размещения ценных бумаг в сумме 3 468 400 тыс. рублей не обеспечены на 19 376 тыс. рублей поступлениями от размещения ценных бумаг, предусмотренных в источниках финансирования дефицита бюджета, что указывает на несбалансированность отдельных показателей проекта Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год".
3. Расходы на строительство объектов дорожного хозяйства в проекте закона не расшифрованы и не обоснованы. Отсутствует пообъектная Адресная программа строительства дорожного хозяйства за счет средств фонда развития инфраструктуры, что противоречит принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленного ст. 38 БК РФ.
4. КСП обращает внимание на то, что исполнение расходной части Фонда развития инфраструктуры в 2003 году составило 87,4 %, а за 1 квартал 2004 года - 11,8 % от годовых назначений и 56 % от задания, предусмотренного на 1 квартал.
Территориальный дорожный фонд
1. Проектом предусмотрено увеличение доходов ТДФ на 358 221,4 тыс. рублей, при этом структура доходов ТДФ существенно изменена. Проектом закона предусмотрены увеличения поступлений в ТДФ за счет:остатков средств на 01.01.2004 год в сумме 82 387,0 тыс. рублей;субвенций из федерального бюджета в сумме 358 000 тыс. рублей;акцизов на нефтепродукты в сумме на 193 537,4 тыс. рублей,
в то же время задание по транспортному налогу уменьшается на 275 723 тыс. рублей.
№ | Доходы | Сумма, тыс. рублей | Доля, % |
1 | Переходящий остаток | 1,3 | |
2 | Собственные доходы | 58,3 | |
3 | Субвенции из Федерального бюджета | 40,4 |
2. Отсутствие в законе о бюджете конкретных объектов строительства, с указанием объема финансирования за счет средств территориального дорожного фонда, противоречит принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленного ст. 38 БК РФ.
Экологический фонд Санкт-Петербурга
Проектом закона предусмотрено увеличение доходов и расходов фонда на 188 068,7 тыс. рублей, или на 84 %.
Увеличение предусмотрено по следующим источникам: плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов - на 187 448,7 тыс. рублей; поступление штрафов и иных санкций за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - на 620 тыс. рублей.
(тыс. рублей)
№ | Источники доходов | Бюджет | Проект | Изменения | Исполнено на 01.04.2004 |
1 | Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов | 220 420 | 407 868,7 | 187 448,7 | 182 438,2 |
2 | Поступление штрафов и иных санкций за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования | 2 180 | 2 800 | 620 | 900,1 |
Итого доходов | 222 600 | 410 668,7 | 188 068,7 | 183 338,3 |
Одной из причин увеличения доходов Экологического фонда является установление Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2004 год" коэффициента в размере 1,1 к нормативам платы, действовавшим в 2003 году, который при формировании бюджета Санкт-Петербурга 2004 года не был учтен.
За первый квартал 2004 года исполнение Экологического фонда по доходам составило 82,3 % от годового задания. Поступления доходов превысили утвержденные расходы более чем в 3 раза, в результате чего остаток денежных средств на 01.04.2004 составил 137 260,1 тыс. рублей.
Увеличение расходов предусмотрено по следующим статьям: Расходы на осуществление государственного экологического мониторинга - на 41 299,9 тыс. рублей или в 4,2 раза; Обеспечение системы обращения с опасными промышленными отходами - на 26 910 тыс. рублей или в 3,2 раза;Расходы на охрану и рациональное использование поверхностных и подземных вод - на 51 769 тыс. рублей или в 2,4 раза;Расходы на создание природоохранной техники и внедрение современных технологии - на 32 017 тыс. рублей или 2,4 раза; Расходы на обеспечение экологической безопасности, выявление и устранение экологически опасных факторов - на 27 544 тыс. рублей или на 95 %;прочие расходы - на 8 498,1 тыс. рублей или на 8 %.
Финансовая помощь местным бюджетам муниципальных образований Санкт-Петербурга
Проектом Закона предусмотрены изменения по целевым статьям, определяющим выделение субсидий и субвенций местным бюджетам, так:исключены целевые статьи расходов на общую сумму 10 300 тыс. рублей, сокращено финансирование статей расходов на 951,4 тыс. рублей,предусмотрено финансирование расходов по 8-ми новым целевым статьям на общую сумму 11 042,5 тыс. рублей.
Таким образом, объем расходов бюджета Санкт-Петербурга, направленных на оказание финансовой помощи местным бюджетам, сокращается на 208,9 тыс. рублей и составляет в общей сумме 514 284,1 тыс. рублей.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" источниками формирования фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований (приложение 11) определены:государственная пошлина,арендная плата за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург, по нормативу 0,6 % от сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга.
Проектом Закона доходы от государственной пошлины предполагается увеличить на 10 416 тыс. рублей и они составят - 190 250 тыс. рублей, однако соответствующие изменения в объем фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга не внесены и его размер остается на прежнем уровне - 212 023 тыс. рублей.
В нарушение ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субвенции должны предоставляться на осуществление определенных целевых расходов, в проекте Закона предусмотрены целевые субвенции, без указания целей расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, данные приведены в таблице:
(тыс. рублей)
№ | Наименование целевой статьи | Код статьи | Сумма |
1 | Целевая субвенция бюджету муниципального образования "Чкаловское" | 4850606 | 11 650 |
2 | Целевая субвенция бюджету муниципального образования № 50 на реализацию целевых адресных программ муниципального образования | 4850608 | 1 500 |
3 | Целевая субвенция бюджету муниципального образования "Невская застава" на реализацию целевых адресных программ муниципального образования | 4850609 | 600 |
4 | Целевая субвенция бюджету муниципального образования № 54 на реализацию целевых адресных программ муниципального образования | 4850610 | 300 |
5 | Целевая субвенция бюджету муниципального образования "Невский округ" на реализацию целевых адресных программ муниципального образования | 4850611 | 300 |
ИТОГО: | 14 350 |
В соответствии со ст.68 БК РФ текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти и оказание государственной поддержки другим бюджетам в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В нарушение ст. 67 БК РФ, Федерального Закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" 15.08.96 № 115-ФЗ расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования отнесены к капитальным расходам, в то время как в проекте Закона расходы, по приведенным в таблице целевым статьям, отнесены к текущим расходам:
(тыс. рублей)
№ | Наименование целевой статьи | Код статьи | Сумма |
1 | Целевая субвенция бюджету муниципального образования № 35 для Невского клубного дома, ЦВЛ "Детская психиатрия" ДО № 5, Совета ветеранов по адресу: ул. Ленская д. 17, к.4 на приобретение оборудования и предметов длительного пользования (в равных долях) | 4851042 | 150 |
2 | Целевая субвенция бюджету МО № 35 на осуществление деятельности для МОО МО № 35 "Отряды охраны правопорядка МО № 35", в т.ч. приобретение а/транспорта, компьютеров, комплектующих и программного обеспечения, благоустройства прилегающей территории с организацией парковки по адресу: ул. Ленская д. 10, кор. 2 | 4851051 | 1 000 |
3 | Целевая субвенция бюджету МО № 35 на приобретение автотранспорта для муниципального образования № 35 | 4851052 | 200 |
ИТОГО: | 1 350 |
Выводы и рекомендации:
1. Проект закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" может быть принят в первом чтении (за основу). При подготовке поправок к законопроекту учесть необходимость: внесения изменений, приводящих Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" в соответствие с требованиями бюджетной классификации РФ;внесения изменений в расходную часть бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с произведенными в 1 квартале перемещениями бюджетных средств по уведомлениям Комитета финансов на общую сумму 85 650,3 тыс. рублей; предоставления пообъектных Адресных программ строительства за счет средств Фонда развития инфраструктуры и Территориального дорожного фонда;введения в текстовую часть закона о бюджете статьи, предусматривающей обязательное предварительное согласование с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли условий получения государственными унитарными предприятиями кредитов в коммерческих банках; увеличения размера фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга на 10 416 тыс. рублей;указания целей расходования средств бюджета Санкт-Петербурга в виде целевых субвенций, предусмотренных проектом закона.
2. Законодательному Собранию Санкт-Петербурга необходимо выступить с законодательной инициативой внесения в законы Санкт-Петербурга, регулирующие бюджетный процесс, изменений и дополнений, предусматривающих обязательное предоставление расчетов и обоснований вносимых изменений по каждой статье одновременно с проектом закона о корректировке бюджета.
3. В целях увеличения доходов бюджета Санкт-Петербурга активнее использовать предложения Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, привлекать ее специалистов к обсуждению данного вопроса, в том числе в создаваемых рабочих группах (комиссиях).
Приложение: Перечень целевых статей, по которым при внесении изменений в бюджет Санкт-Петербурга не учтены фактически произведенные в 1 квартале 2004 года перемещения бюджетных ассигнований по справкам-уведомлениям Комитета финансов, на 3 стр.
Председатель палаты Д. А. Буренин