18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
11:56 20.03.2019

Этнографический музей Петербурга рассказывает о своей экспедиции на Кольский полуостров

В феврале в Российском этнографическом музее /РЭМ/ Петербурга пройдет фотовыставка, повествующая об экспедиции музея на Кольский полуостров – первой после полувекового перерыва.

Как сообщает РИА «Новости», заведующий отделом этнографии русского народа РЭМ, научный руководитель экспедиции Дмитрий Баранов рассказал, что маршрут экспедиции прошел по труднодоступным местам Кольского полуострова: экспедиция посетила поселок Краснощелье, а затем двинулась вдоль побережья, через старинные поморские деревни Терского берега до Варзуги. «Мы, наверное, были первыми людьми, которые проделали этот путь не на оленях, а на транспорте», - сказал Дмитрий Баранов.

Ученый-этнограф рассказал, что Кольский полуостров Русского Севера входит в культуру северорусского типа, однако в этом регионе существует три особенности, которые резко отличают его от всего Русского Севера - полуостров входит в зону формирования культуры шаманского типа, в регионе мало местночтимых святых и отсутствуют староверы.

На территории Кольского полуострова проживают представители различных народностей - коми-ижемцы, поморы, саамы, русские. При этом саамы - единственный европейский народ, у которого существовали шаманы /по саамски – нойды/. Хотя шаманская традиция практически исчезла, однако остались колдуны, к которым до сих пор обращаются за помощью. И сейчас саамов боятся обижать и русские, и коми-ижемцы, которые, по словам Баранова, «покупают» у саамских нойдов хорошую погоду для рыбной ловли.

Он отметил, что поведение жителей районов, где побывала экспедиция, во многом определяется боязнью сглаза и колдунов - например, для отведения сглаза над входом в дом до сих пор вешаются можжевеловые веточки, иголки, ножи.

Погребальный обряд на этой территории, несмотря на то, что он уже христианизирован /на могилах ставятся кресты/, сохранил архаичные черты. Так, и саамы, и русские, и коми-ижемцы с 35 лет готовят себе смертные одежды, которые шьются специальными движениями, часто без узелков. Также заранее готовится гроб, который затем хранится на чердаке. По словам Баранова, здесь даже существует поверье - чем раньше приготовишь себе гроб, тем дольше проживешь.

Несмотря на то, что предметы традиционной культуры – например, созданные в середине XIX века сарафаны и кокошники, в которые до сих пор наряжаются на праздники местные женщины - очень ценятся и не продаются ни за какие деньги, в ходе экспедиции музейная коллекция пополнилась несколькими экспонатами. Среди них – верхняя детская одежда из оленьих шкур, рыболовные снасти. «В собрании музея немного экспонатов рассказывающих о культуре и быте народов Кольского полуострова, поэтому привезенные из экспедиции вещи – а их около десяти - очень ценны», - отметил Баранов.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор