О выдающемся зодчем - уроженце Апеннин и одном из создателей классического облика Петербурга напомнит выставка "Гармония вкуса. Рисунки Джакомо Кваренги из муниципальных собраний Италии".
Как сообщает РИА "Новости", в понедельник экспозиция, приуроченная к 300-летию Санкт-Петербурга, откроется в Государственном музее изобразительных искусств /ГМИИ/ им.А.С.Пушкина.
В составе выставки - 130 работ мастера, большинство привезены из Кастелло Сфорцеско в Милане, где находятся муниципальные художественные собрания. Еще 30 рисунков принадлежат Городской библиотеке им.Анджело Маи в Бергамо - туда потомки Кваренги передали архив, который после кончины зодчего увезли на родину вдова и дети.
Маэстро был похоронен на Волковом кладбище Петербурга, со временем могила затерялась, но в 1967 году, когда в Ленинграде, Бергамо и Венеции отмечали 150-летие со дня смерти великого архитектора, прах Кваренги был найден и перенесен в Некрополь мастеров русской культуры в Александро-Невской лавре.
В Северной столице зодчий возвел Эрмитажный театр, здание Академии наук на набережной Невы, Конногвардейский манеж, Юсуповский дворец на Фонтанке и еще почти 40 зданий. Знаменитый Смольный институт считал своей лучшей постройкой, много работал в пригородных царских резиденциях: Петергофе, где фашисты разрушили Английский дворец, воплощавший эстетический идеал классицизма - простоту и гармонию, а также в Павловске, Гатчине и Царском Селе. Немало дворцов и больниц, памятников, загородных усадеб и театров, церквей и гостиных дворов спроектировал Кваренги для Москвы и глубинки, Украины и Прибалтики.
В 1780-90-е годы в зените славы, он - придворный архитектор, чей авторитет в России был огромен, а идеи вдохновляли коллег даже в Европе.
Автор знаковых сооружений Петербурга предстанет в ГМИИ как великолепный рисовальщик. Разные грани его таланта освещают пейзажные зарисовки, эскизы построек, наброски деталей декоративной отделки интерьеров и отдельных предметов. В числе экспонатов - множество проектов для Петербурга и его пригородов, в частности, нереализованный план Биржи, в 1783 году заложенной на стрелке Васильевского острова, проекты колокольни Владимирской церкви и Георгиевского зала Зимнего дворца, сооружений в пригородах.
Очень интересны рисунки, связанные с Москвой: проекты грандиозных дворцов Кваренги разработал по заказу вельмож екатерининской эпохи - графа Николая Шереметева и князя Александра Безбородко, но эти планы не осуществились.
Выставка рисунков Джакомо Кваренги дополнит развернутую в ГМИИ до середины августа обширную экспозицию шедевров Русского музея, посвященную юбилею Петербурга.