Три учебных судна военно-морских сил Франции и один бельгийский минный тральщик 11 июня пришли в Санкт-Петербург. Они пришвартовались у причала на набережной Лейтенанта Шмидта. Одним из первых петербуржцев на борту флагмана маленькой эскадры "Д'Антрекасто" был корреспондент "Фонтанки".
Среди своих крошечных собратьев - длина двух однотипных французских кораблей "Тигр" и "Лион" равняется 43 метрам, тральщик с ними соизмерим - почти стометровый белоснежный флагман (он носит имя путешественника конца XVII века Бруни Д'Антрекасто, который, в частности, принимал участие в поисках пропавшей экспедиции Жана-Франсуа Лаперуза) смотрится воистину белым лебедем. На его борту небольшую группу питерских журналистов радушно принял командир, капитан 2 ранга Анн Куллер.
Именно так. Если во Франции министерство обороны возглавляет дама, Мишель Аллиот-Мари, то уж командовать учебным судном представительнице прекрасного пола сам Бог велел. Тем более такой энергичной и опытной, как госпожа Куллер. Ведь в ее 22-летнем послужном списке есть служба и в центре подготовки и инструктажа атомных подводных лодок в Бресте, и на противолодочном фрегате "Турвиль", и командование небольшим учебным кораблем. К исполнению своих нынешних обязанностей она приступила летом 2001 года.
В разговоре с корреспондентом "Фонтанки" госпожа Куллер, уроженка Французских Альп, объяснила свой выбор просто любовью к морю и желанием служить своей стране. И она не одинока. В ВМС Франции служит немало женщин, пять из них командуют различными кораблями.
Сначала нас собрали в небольшой кают-компании. Здесь мы узнали, что маленький отряд кораблей выполняет обычное учебное плавание по маршруту Брест - Копенгаген - Санкт-Петербург - Таллинн - Росток. На родную базу суда должны вернуться к концу июня. На их борту, помимо штатных экипажей, находится 57 курсантов второго курса военно-морской школы, в том числе несколько барышень. Перед поступлением в школу все они прошли жесткий отбор - конкурс в это учебное заведение составляет 10 человек на место. Через год эти юноши и девушки станут офицерами французского флота. В программу визита, помимо ознакомления с достопримечательностями города на Неве, включены возложение венков на Пискаревском мемориальном кладбище, посещение здания Адмиралтейства, а также футбольный матч с нашими моряками. Между прочим, Анн Куллер очень хочет сходить в Эрмитаж, на крейсер "Аврору", посмотреть балет в Мариинском театр и прогуляться по ночному Невскому проспекту. Петербуржцы смогут посетить корабли в течении трех дней - с 12 по 14 июня. 15 числа отряд покинет Петербург.
Началась экскурсия по кораблю. На дверях медпункта красовался плакатик, не рекомендующий употреблять спиртные напитки, табак и наркотики. В укромном уголке носового отсека на веревке сушилось белье. Мимо нас по своим делам то и дело пробегали матросы. Словом, все было почти так же, как и на обычном российском военном корабле.
Хотя нет, не совсем. У некоторых моряков на лицах красовались элегантные бородки - они разрешены. Ну и конечно, отдельный разговор - о моряках с темным цветом кожи. Их на "Д'Антрекасто" более чем достаточно. Однако расовых проблем здесь нет. Это тем более удивительно, если учесть, что среди смуглолицых и чернокожих моряков немало ревностных мусульман. Им вообще не возбраняется молиться пять раз в день и поститься, лишь бы отправление религиозных обрядов не мешало службе. Их интересы учитываются даже в столовой - подливку из свинины мусульманам здесь никто не предложит.
После вышесказанного наличие на судне комфортабельного тренажерного зала (здесь на общих основаниях примерно час в день проводит и сама Анн Куллер. Еще она увлекается игрой на аккордеоне и лыжными прогулками), кафетерия для нижних чинов и других комфортных условий выглядит уже как правило. Да, нельзя не сказать пару слов о покрытии палубы. Оно здесь, как и на других иностранных кораблях, шершавое. Даже при самой грозной качке это предохраняет экипаж от различных травм.
Кроме быта, французы отличаются от нас флотскими приметами. Например, они никогда не произнесут вслух слово "заяц", а скажут про длинноухое животное, прыгающее на задних лапах. Оказывается, в XVII веке, когда провизию завозили на корабли в том числе и в живом виде, один такой зверек прогрыз деревянный корпус судна, и оно просто-напросто затонуло.
Еще одна примета, на этот раз счастливая: при возможности желательно прикоснуться рукой к красному помпону, который украшает верх бескозырки французского моряка. Кстати, наличие этого украшения - из разряда бережно хранимых традиций. В былые времена слишком уж часто в тесноте корабельных кубриков матросы разбивали себе в кровь головы. Чтобы избежать увечий, они скатывали полотняные шарики и пришивали их к шапочкам. Нынешние корабли не в пример просторнее, однако красные помпоны с тех пор стали уже не частью техники безопасности, а элементом формы.
Мы находились на "Д'Антрекасто" примерно полтора часа. Капитан 2 ранга Анн Куллер проводила нас до трапа и каждому на прощание твердо и одновременно женственно пожала руку. В это время у накрытых столов, поставленных на вертолетной площадке ее корабля, хозяйку ожидали гости, приглашенные на официальный прием.
Из динамиков кафе на набережной раздавалась французская мелодия. Кроме служителей культа еды, вовремя подсуетились и торговцы сувенирами, уставившие свои лотки всякой всячиной. Среди скопища товара выделялись матрешки с изображением Путина.
Аркадий Орлов
Фонтанка.ру