Открытие парадных ворот Эрмитажа сопровождалось незначительными эксцессами. Как передает корреспондент "Фонтанки", в тот момент, когда открывали главные ворота Эрмитажа, музей был полностью оцеплен. И хотя выход из него уже, формально, работал, но никого из здания не выпускали. Это послужило поводом для недовольства публики и перебранок с охранниками. Никто не пострадал.
Напомним, что сегодня состоялось первое с 1917 года, по словам губернатора Петербурга Владимира Яковлева, принимавшего участие в торжественной церемонии, открытие главных ворот Зимнего дворца.
В 1771 году в трех арках, соединяющих Большой двор Зимнего дворца и Дворцовую площадь (южный фасад) были установлены первые деревянные ворота, созданные по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Восстановленные после пожара 1837 года ворота оставались деревянными. В середине XIX века архитектор А.И. Штакеншнейдер предложил проект металлических ворот, который, однако, не был осуществлен.
В 1855 году придворный архитектор Н.А. Горностаев сделал предварительные наброски решетки парадных ворот - больших и двух малых. Массивные ворота из кованого железа с накладными выколотными декоративными деталями из черного и цветного металлов’ были изготовлены на петербургском заводе Сан-Гали по рабочим чертежам его владельца - художника-декоратора и архитектора Р.Ф. Мельцера. На каждой половине больших двухстворчатых ворот под императорской короной были помещены вензель императора Александра III и вензель императрицы Марии Федоровны. Верхняя часть створок каждых из трех ворот была украшена коронованным одной императорской короной двуглавым орлом с распростертыми крыльями и державным яблоком в лапах. На груди у орлов, в соответствии с государственной символикой, помещались щиты с изображением образа Святого Георгия. Орлы и оба вензеля выполнены из меди и позолочены. Детали ворот, изготовленные из черного металла, были отделаны в технике «графита на отлип». В этом виде ворота просуществовали до февраля 1917 года, когда по решению Временного правительства двуглавые орлы и императорские монограммы были задрапированы, а затем демонтированы и уничтожены.
В 1980-е годы на основании задания Инспекции по ’охране памятников началась работа по воссозданию утраченных декоративных элементов ворот, в том числе орлов. По пластилиновым моделям, подготовленным скульптором-реставратором С.Г. Лебедевой, были изготовлены гипсовые формы. Они стали основой для цинковых форм, по которым, в свою очередь, в технике чеканки из меди велось воссоздание орлов. В 2001 году восстановительные работы продолжались. Для крепления орлов на воротах были сделаны прочные каркасы из ижорской стали. Каркасы, как и чертежи для пальмовых и лавровых ветвей, корон и других недостающих элементов были воссозданы по проекту заместителя Главного архитектора Государственного Эрмитажа - В.В. Ефимова.
Створки ворот предварительно были демонтированы и очищены от наслоений краски и грунтовки. Металл покрыт свинцовым суриком, специальным лаком и графитом. Выправлены деформированные элементы. Произведен ремонт и замена износившихся механических деталей. Работы выполнялись фирмой ЗАО «Собор».