Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа отклонил предложение депутатов осуществить финансовую проверку Уставного суда Петербурга. Однако, свою проверку деятельности Уставного суда завершило недавно ревизионное управление Комитета финансов Администрации Петербурга. Результаты впечатляют.
Как уже сообщала "Фонтанка", бюджетно-финансовый комитет ЗакСа отклонил предложение депутатов осуществить финансовую проверку Уставного суда Петербурга. Между тем, эта влиятельная городская структура не останется без контроля. Свою проверку деятельности Уставного суда завершило недавно ревизионное управление Комитета финансов Администрации Петербурга. Результаты впечатляют.
Независимость. Безупречность. Беспристрастность. Такое представление всегда складывалось о судебной власти. Особенно если это касается не суда общей юрисдикции, а созданного специально для толкования Устава города. У простых граждан Уставный суд Санкт-Петербурга вызывает лишь трепет и глубокое уважение. У ревизионного управления Комитета финансов – лишь негодование и недоумение. Именно об этом свидетельствует акт проверки деятельности Уставного суда города за два года его существования.
Уставный суд начал свою деятельность осенью 2000 года. Хотя, по большому счету, Конституция Российской Федерации и закон «О судебной системе Российской Федерации» не обязывают иметь такой судебный орган. Санкт-Петербург стал одним из 13 субъектов федерации, которые в своем Уставе предусмотрели необходимость его существования.
Тогда депутатами Законодательного собрания было избрано 7 судей: Председатель Николай Кропачев, судьи Людмила Ескина, Александр Осоцкий, Алексей Ливеровский, Наталья Гуцан, Ольга Герасина и Вера Ильинская. Так определил численный состав суда закон «Об Уставном суде Санкт-Петербурга», а вот об обеспечивающем его работу аппарате было лишь сказано, что он должен работать.
Руководители суда определили свой численный состав в 106 человек. Хотя по факту численность работников Уставного суда к декабрю 2002 года составила всего 48. Из городского бюджета в 2002 году на содержание и деятельность Уставного суда было выделено 27830900 рублей. Из них 14545800 рублей планировалось потратить на зарплату. Сами судьи получали, с учетом всевозможных надбавок в среднем по 63,3 тысячи рублей в месяц.
В статье 50 Устава Санкт-Петербурга и в статье 18 Закона «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» определено, что «...должностной оклад председателя Уставного суда устанавливается в размере, равном должностному окладу губернатора Санкт-Петербурга...». При принятии Закона о бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год было установлено, что расчет должностных окладов осуществляется из величины минимального размера оплаты труда в сумме 300 рублей. Однако в Уставном суде с 1 мая 2002 года зарплата рассчитывалась исходя из МРОТа равного 450 рублям. Вследствие чего оклад председателя суда составил 18000 рублей, а оклад губернатора остался 12000 рублей.
Дорогим оказалось и содержание независимого судебного органа. В 2002 году за Уставным судом числилось 10 автомобилей общей стоимостью 4880400 рублей:6 а/м ГАЗ 3110-101, а/м ВОЛЬВО S80, 3 а/м CITROEN. Из них два "Ситроена" представительского класса с бортовым компьютером, климат и круиз контролем, детскими замками, кожаной обивкой салона, подогревом передних сидений, магнитолой с СD с регулировкой на руле, чейнджером на 6 дисков.
В 2001 году был закуплен итальянский кофейный аппарат стоимостью 137300 рублей. Отдельно приобретено счетно-электромеханическое устройство и заключен договор на сервисное обслуживание на сумму 16400 рублей. Приобретенный за бюджетные средства кофейный аппарат эксплуатируется за наличный расчет, выемка денег никакими документами не оформляется и они никуда не сдаются. В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, не учитываются в смете доходов и расходов Уставного суда.
Радиотелефоны сегодня уже не роскошь. Однако и здесь баланс превысил все ожидания. Несмотря на то, что в Уставном суде работает всего 48 человек, за два года за бюджетные средства приобретен 51 сотовый телефон, причем 15 из них по цене 23300 рулей за штуку. Еще из средств связи закуплены 10 пейджеров, 10 носимых радиостанций и мини-АТС за 717600 рублей. Счета за пользование мобильной связью за 2002 год составили 699000 рублей.
За два года рассмотренных дел оказалось меньше, чем сотрудников - всего 45. В 2000 году рассмотрено 6 дел, причем по 5 вынесено решение об отказе в принятии обращений и одно о прекращении производства по делу. В 2001 году рассмотрено 16 дел, по которым вынесено 5 постановлений. В 9 случаях на разных стадиях дела были прекращены. По 7 делам решения принимались, а вот исполнить удалось только 2.
В 2002 году было рассмотрено 23 дела, по которым вынесено 7 постановлений и 16 определений: в 14 случаях дела прекращены, в двух заявления оставлены без удовлетворения. Все 7 постановлений не могли быть исполнены. Пять из них посвящены толкованию Устава Санкт-Петербурга, причем в двух случаях Уставный суд идет вопреки правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а в одном опровергает свое же решение 2001 года.
Для сравнения: в 2002 году 4 судьи Санкт-Петербургского городского суда рассмотрели более семисот дел и по пятистам приняли решение. Их же заработная плата за работу в 8 раз большую составляет от 12 до 15 тысяч рублей в месяц.
Николай Кропачев – председатель суда, выпускник юрфака. Там же преподает с 1985 года, а с 1998 года возглавляет факультет. Доктор юридических наук является вице-президентом региональной ассоциации юристов Санкт-Петербурга и области.
Самый независимый судья в Санкт-Петербурге и его семья круглосуточно охраняются «собровцами» – тем самым государственным элитным подразделением спецназа, которое должно бороться с матерыми бандитами и террористами.
Его коллега по юрфаку и ныне заведующая кафедрой государственного и административного права Людмила Ескина работала юрисконсультом в исполкоме, младшим научным сотрудником в НТО «Ленсистемотехника» и редактором в издательстве ЛГУ. Судейской практики нет.
Александр Осоцкий (как заместитель председателя Уставного суда имеет право финансовой подписи) тоже выпускник юридического факультета. Числится в реестре адвокатов Санкт-Петербурга.
Алексей Ливеровский на момент избрания имел стаж юридической работы 5 лет и был профессором права на кафедре теории и истории государства и права Санкт- Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга первого созыва. Кандидат физико-математических наук.
Наталья Гуцан была заместителем начальника юридического управления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Судебной практики нет.
Ольга Герасина в силу своей молодости успела лишь поступить на должность заместителя начальника юридического отдела ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», побывать в декрете и стать членом Уставного суда.
Вера Ильинская - единственная, имеющая стаж работы судьей более 30 лет. Выпускница юрфака ЛГУ, с 1982 года – судья городского суда.
Как пишет сам Александр Осоцкий, «судейский аппарат и состав аппарата Уставного суда Санкт-Петербурга почти полностью укомплектован специалистами, являющимися выпускниками юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые из них продолжают заниматься научной и преподавательской деятельностью...». Связь с родным факультетом находит и финансовое выражение – между Уставным судом и Университетом заключены 6 договоров аренды помещений в доме 28 по улице Чайковского, на оплату которых идут бюджетные средства. Закрепленное за судом помещение общей площадью 2766,7 кв.м. на Галерной, 40 литера А, находящееся в собственности города, простаивает. Заниматься ремонтом Уставному суду некогда и неинтересно.
Материалы проверки расходования средств из бюджета города на содержание Уставного суда направлены в Горпрокуратуру и Генеральную прокуратуру.
Комментируя результаты ревизии, судья Уставного суда Александр Осоцкий сообщил, что им подписано возражение на акт проверки Контрольно-ревизионного управления Комитета финансов. В документе указано, что вывод специалистов Комитета финансов о неправомерности выплат должностных окладов председателю суда и судьям по штатному расписанию в размерах, превышающих установленные статьей 50 устава города и статьей 18 закона об Уставном суде Санкт-Петербурга, является необоснованным. Начисление денежного содержания судьям в период с первого мая по 31 декабря 2002 года осуществлялось в соответствии с действовавшим на тот момент федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», исходя из базовой ставки в размере 450 рублей. «Причины, по которым в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга расчет должностных окладов госслужащих осуществлялся с нарушением законодательста (ставка 300 рублей), Уставному суду не известны».
Осуществления предпринимательской деятельности, приносящей доход, нет и не может быть. Сотрудники Уставного суда используют кофейный аппарат за личные средства. По словам Осоцкого, это осуществляется не для извлечения прибыли и не может расцениваться как предпринимательская деятельность.
Вместе с тем Уставный суд Петербурга отмечает, что возможные незначительные недочеты в финансово-хозяйственной деятельности если и имели место, то обусловлены были исключительно отсутствием надлежащих условий для полноценной деятельности суда. Это связано и с отсутствием помещения и неисполнением распоряжения губернатора от 01.02.2002 и распоряжения председателя КУГИ от 01.10.2001 о передаче Уставному суду здания на Галерной, 40.
Как рассказал Осоцкий, в этом здании существует нерасселенная квартира. Здание требует перепланировки и капитального ремонта. Средства для расселения и ремонта помещения Уставному суду не выделяются.
Касательно того, что Уставный суд рассматривает слишком мало дел, Осоцкий заявил, что из всех конституционных судов в 13 субъектах федерации петербургский, хотя и самый «молодой», является самым продуктивным. А сравнивать уставный суд с судами общей юрисдикции, по его словам, просто некорректно.
Александра Селиванова,
Фонтанка.ру