Сеанс из четырех полных разоблачений провел в понедельник президент Академии художеств и по совместительству главный скульптор столицы Зураб Церетели. Журналисты, которые присутствовали на встрече с Церетели, не поверили ни одному его слову, если не считать разговора о Бродском.
В парке трехсотлетия не будет изваяний Церетели. Он обещал.
Сеанс из четырех полных разоблачений провел в понедельник президент Академии художеств и по совместительству главный скульптор столицы Зураб Церетели. Собрание недавно созданного петербургского Фонда академии состоялось в кабинете ректора Репинского института, который является частью академии.
С милым грузинским акцентом - "Я буду маленький отчет, что сделали Российская академия художеств" - г-н Церетели сообщил, что отреставрированы 45 тыс. кв. метров фасадов здания академии на Университетской набережной и 25 тыс. кв. метров кровли там же. Несколько дней назад в Минфине защищены денежные пожелания "художеств" на будущий год, что прибавит зарплату преподавателям и расходы на академическую науку. Как профессиональный тамада Зураб Константинович завершил отчет клятвой: к 300-летию Петербурга скульптура богини Минервы, существующая в модели, будет переведена в материал и вознесется на крышу академии.
За сим последовали опровержения. Во-первых, он не намерен забирать навсегда лучшие произведения из фондов петербургского академического музея. Сейчас в столицу перевезено 450 полотен, из них 150 отреставрированы и выставлены в столичном музее академии на Пречистенке, 19. Последовательно в Москве побывают 80 тыс. произведений из фондов питерского музея, там их подновят и вернут на законное место. Впрочем, тут же Зураб Церетели заметил, что скульптуру и прикладное искусство он оставит для починки здесь, чтобы устроить соревнование между реставраторами.
Заодно Церетели призвал городские власти подумать о дополнительных выставочных залах, где можно в юбилейные дни показать шедевры классического искусства из тех самых 450. Вопрос о средствах, необходимых на приведение в божеский вид такой прорвы искусства - 80 тысяч произведений, ничуть не смутил президента академии, он рассчитывает на свои средства и энтузиазм молодых художников. На просьбу уточнить размер необходимой суммы Церетели ответил: "по 8 тысяч рублей на картину, а потом еще".
Второе разоблачение касалось знаменитой истории с парком 300-летия Петербурга, где Церетели якобы хотел установить 70 скульптур собственного производства, в том числе Петра Первого. Он опроверг эти слухи, сообщив, что пока речь идет только о планах благоустройства территории парка. Проект церетелиевского Петра готов - он смотрит на Запад и одновременно принимает из рук ангела золотой кирпич. Но император может быть установлен и в другом месте, если на то будет воля общественного мнения.
По информации наших источников в городской администрации, г-н Церетели лукавит. Работы по изготовлению скульптур для парка продолжаются. В то же время другие источники не исключают, что президент всех художеств пошел на попятный после того, как стало известно, что городские власти собираются сделать в этом парке "отстойник" для всех скульптур, подаренных городу перед юбилеем.
Разоблачение номер три было сделано по просьбе "Известий": г-н Церетели опроверг слух о том, что он намеревался приобрести инкомбанковский "Черный квадрат" Казимира Малевича за 10 млн долларов, если бы он был выставлен на торги. Московский музей современного искусства в Москве, созданный по инициативе скульптора, учреждение государственное, бюджетное, ему по карману только копия "Квадрата" за одну тысячу долларов. О том. во что обошлись музею автопортрет Малевича и портрет его жены (это 690 тысяч долларов), г-н Церетели умолчал.
Четвертое разоблачение прошло в рабочем порядке - памятник графу Ивану Шувалову работы Зураба Церетели будет установлен не на Малой Садовой улице, а в круглом дворе академии художеств и не будет виден постороннему глазу. Граф будет держать в руках план академии. В столице будет установлена другая версия -Шувалов с планом университета. Отвечая "Известиям", г-н Церетели подтвердил, что он участвует в конкурсе на памятник Иосифу Бродскому, которого он знал лично. Жизнь нобелевского лауреата состояла из двух частей - тюрьмы и радости, поэтому он изображен как бы одетым на одну половину в ватник зека, а на другую - в мантию профессора. Этт эскиз вывешен в Интернете и был опубликован весной в нашей газете.
Журналисты, которые присутствовали на встрече с Церетели, не поверили ни одному его слову, если не считать разговора о Бродском. В отместку Зураб Константинович все полтора часа общения с народом рисовал страшного небритого мужика. Не иначе - продажного журналюгу.
Известия