В среднесрочной перспективе Северо-Западный федеральный округ РФ сохранит значение крупнейшего в европейской части России поставщика энергоносителей и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения. Такой прогноз содержится в документе "Территориальное социально-экономическое развитие Российской Федерации на период до 2004 года", распространенном Министерством экономического развития и торговли.
Эксперты Минэкономразвития считают, что развитие округа будет идти по пути развития основных отраслей специализации. Особую роль будет играть совершенствование транспортной инфраструктуры - для улучшения связи регионов округа с внешним миром и сокращения затрат на перевозку грузов. Речь, в первую очередь, идет о транспортных магистралях в направлении стран Скандинавского полуострова и Прибалтики (и далее в Западную Европу). Основное внимание, считают в Минэкономразвития, будет уделено таким направлениям, как наращивание добычи нефти и ее переработки, подготовка к освоению запасов углеводородного сырья в шельфовой зоне Баренцева моря; конверсия машиностроительных предприятий и модернизация на этой основе оборудования для основных производств; строительство и реконструкция морских портов Баренцева и Белого морей в Архангельской и Мурманской областях, развитие портовой системы в Ленинградской области, реконструкция железнодорожного узла и международного аэропорта Санкт-Петербурга, строительство железной дороги Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь ("Белкомур"), активизация приграничных торгово-экономических связей со странами СНГ, Балтии и Европейского Союза.