Завтра отмечается 60-летие со дня начала блокады Ленинграда. Еще до недавнего времени нам было неизвестно, сколько человек погибло, защищая наш город. Только когда двери архивов начали открываться, историки получили возможность исследовать эту тему.
Одним из результатов стало исследование "Гриф секретности снят", которое позволяет нам хотя бы приблизительно установить, сколько же человек потеряла Красная Армия шестьдесят лет назад в боях на дальних подступах к Ленинграду.
Известно, что Прибалтику в летние месяцы 1941 года обороняли армии Северо-Западного фронта - 8-я, 11-я и 27-я. В их составе насчитывалось семь стрелковых и два механизированных корпуса, имевших четырнадцать стрелковых, четыре танковые и две механизированные дивизии. Еще имелись воздушно-десантный корпус, шесть укрепленных районов, укомплектованных личным составом, пять отдельных стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. Вместе с частями артиллерии и авиации, а также подразделениями пограничных и внутренних войск всего фронт насчитывал более 450 тысяч человек. Его приморский фланг поддерживал частью своих сил Балтийский флот, выделивший для этого направления около 60 тысяч моряков.
Из военной техники советские войска в Прибалтике имели 5600 орудий и минометов, 1200 самолетов, 1500 танков и несколько десятков боевых кораблей. Им противостояла германская группа армий "Север" общей численностью 650 тысяч человек, располагавших 7600 орудиями и минометами, 777 самолетами и 631 танком.
Сразу после немецкого нападения командование Северо-Западного фронта нанесло контрудар всеми имевшимися у него танковыми соединениями, но потерпело неудачу. Немецкое наступление, наоборот, развивалось очень успешно. Уже 26 июня была форсирована наиболее крупная водная преграда на театре боевых действий - река Западная Двина, а 9 июля противник взял Псков, подойдя вплотную к границам Ленинградской области.
Причем в период этих восемнадцати суток первой оборонительной операции Северо-Западный фронт получил подкрепления в виде кадровых формирований, подтянутых из глубины страны. Это были девять стрелковых дивизий, три танковые, две механизированные и одна горнострелковая бригада, а также некоторое количество артиллерии и авиации. Они насчитывали свыше 150 тысяч человек, до 1000 танков, несколько тысяч орудийных и минометных стволов и несколько сотен самолетов. Таким образом, всего при обороне Прибалтики были задействованы около 700 тысяч солдат и моряков, 2500 танков, около 10 тысяч орудий и до 2000 самолетов.
На 10 июля, когда непосредственно началась Ленинградская стратегическая оборонительная операция, в соединениях Северо-Западного фронта имелись всего 272 тысячи человек. Зная эти цифры, можно легко высчитать, что только сухопутные войска Красной Армии потеряли в Прибалтике за первые восемнадцать дней Великой Отечественной войны не менее 330 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, они утратили почти все танки и авиацию, а также большую часть артиллерии. Для сравнения здесь можно заметить, что вермахт на всем протяжении советско-германского фронта от Балтики до Черноморья за этот период потерял убитыми и пропавшими без вести лишь немногим больше 20 тысяч военнослужащих. Соответствующим образом выглядели и утраты немцев в технике.
Прежняя информация, обнародованная еще в перестроечные годы, гласила, что советские армии во время первых июньско-июльских боев в Прибалтике безвозвратно лишились примерно 75 тысяч человек. Поэтому увеличение трагических цифр сразу в четыре с половиной раза производит, конечно же, тягостное впечатление.
Красная Армия, несмотря на свое подавляющее превосходство в технике, уступала противнику качественно. В итоге кадровые советские дивизии растаяли в приграничных сражениях, а немецкие танки пришлось останавливать на Пулковских высотах бутылками с горючей смесью необученным ополченцам, которые также надеялись лишь на численность. Отсюда и такие страшные цифры потерь.