Сегодня петербуржцев ждал большой сюрприз. К сожалению, из разряда неприятных - прекратили свое существование 22 автобусных маршрута. И все из числа так называемых социальных, то есть тех, где действуют льготы и которые пенсионеры с недавних пор именовали бесплатными. На самом деле они платили за эти автобусы, но не напрямую, из кармана, а через бюджет. Теперь платить не будут. Как гора с плеч! Неужели теперь не почувствуют заботу?
В приказе председателя Комитета по транспорту черным по белому указана причина - закрыть маршруты "в соответствии с объемом финансирования из бюджета Санкт-Петербурга на 2001 год". За скупой строкой - горькая история самообмана. Как известно, так называемый "реальный, бездефицитный" бюджет города был принят еще в декабре. Почему же дыра в нем обнаружилась только сейчас?
Когда принимали бюджет, каждая цифра тщательно обосновывалась - вместе с работниками Комитета финансов и Комитета экономики сидели специалисты-автобусники и показывали расчеты. Например, чтобы маршрут мог существовать, на него надо 2,2 водителя, с учетом, что те работают в две смены, одна начинается в 3 часа утра... Чтобы трамвай мог существовать, его надо хотя бы красить раз в два года... И так далее. И все-таки предложенный Комитетом по транспорту объем расходов на содержание городского транспорта был урезан примерно в два раза и перераспределен. Например, статью "эксплуатация" урезали, перебросив средства на восстановление разрыва "Лесная" - "Пл. Мужества" и на закупку новых автобусов: сейчас объявлен тендер среди поставщиков на сумму 200 миллионов рублей. Все это знали депутаты ЗакСа, за все это проголосовали. Народу не рассказали. Во-первых, подробности утомляют. Во-вторых, зачем же людей травмировать? Сейчас другое дело: весна, и кажется, что все преодолеем.
Впрочем, дело в другом. Момент принятия бюджета в Петербурге не совпадает с реальным заключением договоров между заказчиком (городом в лице Комитета по транспорту) и исполнителями - "Пассажиравтотрансом", его автопарками и другими автотранспортными предприятиями. В течение двух месяцев город показывал реальные цифры - сколько в состоянии заплатить. Сейчас транспортники сказали, сколько автобусов и водителей выйдут на маршруты. Договоры заключены и обжалованию не подлежат.
Итак, последствия. Практически без автобусного сообщения остается Колпино, где снимают пять маршрутов. Ликвидируется автобусное сообщение между станциями метро и районом Коломяги, а также несколько дальнобойных маршрутов, соединявших разные районы. В целом это соответствует городской концепции развития транспорта - сообщение меж районами на метро, а внутри районов - колесным транспортом. Так наиболее удобно выжимать из горожан деньги.
Если раньше, добираясь от концертного зала "Октябрьский" в Купчино, человек тратил 4 рубля, теперь ему придется пройтись пешочком до метро, заплатить 5 рублей за вход в подземку и за подкидыш внутри района - от 4 рублей на гуманитарном "басе" (если очень повезет, ходят они редко) до 8 рублей на маршрутке. Итого суммарные затраты возрастают в 2 - 3 раза.
И это в чем-то замечательно. Теперь народ будет посещать концерты избирательно, а не ходить на Киркорова весь месяц подряд, что не способствует воспитанию высокого вкуса. Правда, исторически сложилось так, что этот же автобус
N 74 соединял род-ственников, как правило бабушек, оставшихся в центре в коммуналках, с их детьми и внуками, переехавшими в спальные районы. Теперь придется навещать бабулек пореже.
Таких историй можно рассказать множество. Например, в связи с сокращением маршрутов уменьшатся поездки бабулек по городу, которые, покупая, например, чеснок на Сенной, стиральный порошок непосредственно на заводе на Лиговке, а пиво прямо на заводе "Балтика", выигрывали в цене и даже имели возможность заниматься немудреным бизнесом.
Как рассказал пресс-секретарь Комитета по транспорту Алексей Геращенко, нижняя граница количества социальных маршрутов в городе вообще не установлена. Так что в скором времени их может совсем не стать. Прекратится сокращение только тогда, когда действующие льготы на транспорте либо отменят, либо обеспечат деньгами из городского или федерального бюджетов. Но для этого должны произойти коренные изменения в психологии людей - например, депутатов или членов правительства, которые обещают то, чего не могут обеспечить.