ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОМА:
Вы можете отличить эркер от ризалита? А найти на жилом здании портик и опознать ордер его колонн? «Фонтанка» составила гид-маршрут для тех, кто любит гулять по Петербургу, рассматривая дома Северной столицы.

ОТ СТРОГИХ ЛИНИЙ ДО МИЛЫХ «ИЗЛИШЕСТВ»
фото: Михаил Огнев
У СОВЕТСКИХ — СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ

Поразительно, но за 300 с небольшим лет в Санкт-Петербурге прижились лишь десять архитектурных стилей и направлений: от петровского барокко, привнесенного иностранными специалистами, через классицизм и модерн — до минимализма уже 60-х годов ХХ века. Зато среди этих стилей есть один, который появился именно в нашей стране (а потом, перейдя границы, уже широко стал применяться в Европе). И это было неслучайно: смена общественно-политического строя в начале ХХ века (20–30-е годы) привнесла в архитектуру новые и динамичные авангардные течения, в результате чего появился строго рациональный конструктивизм.
ДК имени Горького, автор Михаил Огнев


Этот стиль характеризуется геометризмом, лаконичностью форм (его в просторечии еще называют «стиль без декора») и монолитностью внешнего облика. После революции в этом стиле в первую очередь стали строить административные и общественные здания. Яркие примеры ленинградского конструктивизма — Кировский и Московский райсоветы, ДК имени Горького на проспекте Стачек, инфекционная больница имени Боткина на Миргородской улице...

Но конструктивизм широко вошел и в жилищное строительство тех лет. Дома в этом стиле в большом количестве можно встретить вокруг площади Культуры, в районе Оборонной и Тракторной улиц, на пересечении проспекта Обуховской Обороны и проспекта Елизарова... У таких зданий в СССР была даже градация: дома для рабочих и дома для специалистов. Но конструктивизм в жилом строительстве можно встретить и в центральных частях города: Каменноостровский, 22, Каменноостровский, 55, Невский, 146.
Каменноостровский, 22, фото Михаил Огнев
Каменноостровский 55, фото Михаил Огнев
Невский 146, фото Михаил Огнев
Каменноостровский 55, фото Михаил Огнев
Left
Right
Столетняя история не очень жалела эти стильные здания, фасады многих из них пошарпаны, обветшали козырьки подъездов. Но поклонников этого архитектурного стиля можем и порадовать: конструктивизм не умер, и современные архитекторы берут его на вооружение при строительстве новых жилых зданий. Яркий пример бережного отношения к этому поистине отечественному стилю (Владимир Маяковский писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм») — жилой комплекс «Смольный парк»* (улица Смольного, 4, литера А). Он очень гармонично вписан в эту любимую горожанами историческую локацию, выглядит по-петербургски благородно и по-ленинградски — очень конструктивно: этому способствуют строгие линии окон, чередование стекла и камня, теплые тона фасадов…
Жилой квартал «Смольный парк»* (14 домов) спрятан в парковой зоне, между набережной Невы и ансамблем Смольного собора.
Архитектурную концепцию комплекса обозначил конструктивизм — стиль, придающий домам благородную строгость, под стать величественным историческим и административным зданиям, расположенным рядом.

Безупречная локация комплекса дает «Смольному парку» право называться идеальным местом для жизни. Кроме собственного парка, можно гулять в саду-партере Смольного собора или в Таврическом. До воды подать рукой — территория комплекса граничит со Смольной набережной.
Left
Right
Жилой квартал «Смольный парк»* (14 домов) спрятан в парковой зоне, между набережной Невы и ансамблем Смольного собора.
Архитектурную концепцию комплекса обозначил конструктивизм — стиль, придающий домам благородную строгость, под стать величественным историческим и административным зданиям, расположенным рядом.

Безупречная локация комплекса дает «Смольному парку» право называться идеальным местом для жизни. Кроме собственного парка, можно гулять в саду-партере Смольного собора или в Таврическом. До воды подать рукой — территория комплекса граничит со Смольной набережной.
Left
Right
ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ЭРКЕРЫ, ПОРТИКИ И ПРОЧИЕ «ИЗЛИШЕСТВА»?

Слышали, наверное, как некоторые из петербуржцев говорят не без гордости: «У нас квартира — с эркером». Еще бы не радоваться. Эркер — это такая остекленная конструкция (полукруглая, треугольная, многогранная...), которая выступает за вертикальную плоскость фасада. Первые эркеры строили в стенах крепостей и использовали как дополнительную защиту от штурмующих, а сегодня владельцы жилья получают как бы дополнительную освещенную комнатку.

В Петербурге много домов с самыми разнообразными эркерами. Поднимите голову, полюбуйтесь на эти «летящие» конструкции на Мойке, 112, на Галерной, 21, на Таврической (дома №№ 3, 9...).
ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ЭРКЕРЫ, ПОРТИКИ И ПРОЧИЕ «ИЗЛИШЕСТВА»?

Слышали, наверное, как некоторые из петербуржцев говорят не без гордости: «У нас квартира — с эркером». Еще бы не радоваться.
Эркер — это такая остекленная конструкция (полукруглая, треугольная, многогранная...), которая выступает за вертикальную плоскость фасада. Первые эркеры строили в стенах крепостей и использовали как дополнительную защиту от штурмующих, а сегодня владельцы жилья получают как бы дополнительную освещенную комнатку.

В Петербурге много домов с самыми разнообразными эркерами. Поднимите голову, полюбуйтесь на эти «летящие» конструкции на Мойке, 112, на Галерной, 21, на Таврической (дома №№ 3, 9...).
Набережная р. Мойки 112, автор Михаил Огнев
Набережная р. Мойки 112, автор Михаил Огнев
Набережная р. Мойки 112, автор Михаил Огнев
Галерная ул. 21, автор Михаил Огнев
Галерная ул. 21, автор Михаил Огнев
Таврическая ул. 3, автор Михаил Огнев
Таврическая ул. 3, автор Михаил Огнев
Таврическая ул. 9, автор Михаил Огнев
Таврическая ул. 9, автор Михаил Огнев
Left
Right
Стильные эркеры и у элитного жилого дома («Русский дом»**), что на пересечении улицы Короленко и Баскова переулка. Использование этого архитектурного приема (вкупе с другими — ризалитами, башенками и арочными окнами) сразу определяет один из петербургских стилей — неорусский ранний модерн.
«Русский дом»** выполнен в неорусском стиле, основанном на опыте древнерусского зодчества и характерном для зданий, построенных на рубеже XIX–XX веков
Известный архитектор Евгений Герасимов использовал в проекте характерные особенности неорусского стиля: это и разновысотные здания, связанные в гармоничную композицию; и визуальное выделение цокольной и венчающей частей; и ритмичный рисунок кровли, напоминающий терем; и контраст между каменной отделкой, художественным декором и стилизованной резьбой. Ядром композиционного решения объекта стало центральное парадное пространство — двор-курдонер, выходящий в Басков переулок. Согласно традициям здесь есть и уютные камерные дворики.

В интерьерах главного вестибюля и лестниц также прослеживаются неорусские мотивы: орнаменты мраморного пола, яркие изразцы на стенах, стилизованная резная мебель, витражные арочные окна.
Left
Right
«Русский дом»** выполнен в неорусском стиле, основанном на опыте древнерусского зодчества и характерном для зданий, построенных на рубеже XIX–XX веков
Известный архитектор Евгений Герасимов использовал в проекте характерные особенности неорусского стиля: это и разновысотные здания, связанные в гармоничную композицию; и визуальное выделение цокольной и венчающей частей; и ритмичный рисунок кровли, напоминающий терем; и контраст между каменной отделкой, художественным декором и стилизованной резьбой.

Ядром композиционного решения объекта стало центральное парадное пространство — двор-курдонер, выходящий в Басков переулок. Согласно традициям здесь есть и уютные камерные дворики.

В интерьерах главного вестибюля и лестниц также прослеживаются неорусские мотивы: орнаменты мраморного пола, яркие изразцы на стенах, стилизованная резная мебель, витражные арочные окна.
Left
Right
Ризалиты — это части здания, выступающие за основную линию фасада и идущие во всю его высоту; они, как правило, симметричны по отношению к центральной оси здания. Ризалит очень эффектен, в Петербурге много строений с этими элементами: Монетный двор, Финляндский вокзал... Ну, а если использовать этот элемент в жилищном строительстве, то дом выглядит как дворец. Или как «Русский дом». Что почти одно и то же.
Финляндский вокзал, автор Михаил Огнев
Монетный двор, автор Михаил Огнев
Left
Right
Арочные окна — типичный элемент классического дизайна. Главное украшение этой конструкции — верхняя часть, выполненная в виде сводчатой округлой дуги правильной формы с заданным радиусом. Очень благородный и стильный элемент интерьера, дарящий свет и уют. Арочных окон в нашем городе не перечесть.
Башенки — элементы, для которых характерно значительное преобладание высоты над стороной или диаметром основания. Очень красиво! В Петербурге на Петроградской стороне есть даже Дом Розенштейна — Белогруда, который так и называется — Дом с башнями. Жить в домах с башенками, вероятно, — это как ощущать себя рыцарем. Или дамой, которую рыцарь непременно спасет...
Дом Розенштейна-Белогруда, автор Михаил Огнев


ВЗЯТЬ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Еще один «дворцовый» архитектурный элемент — портик. Это некая крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его — или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава (по сути — прямолинейная перекладина), или с помощью перекинутых между ними арок. Портик ввели в архитектуру древние греки, за что им большое спасибо. Главные портики Санкт-Петербурга — это Эрмитаж (там, где «атланты держат небо на каменных руках»), Исаакиевский собор (здесь портики в каждом фасаде).

Портики в жилых домах — это особая красота и роскошество. Как, например, в жилом комплексе Verona***, главный фасад которого, выполненный из натурального камня, выходит на Морской проспект. Здесь четырехколонный портик коринфского ордера. Ордера — это типы архитектурных композиций, которые используют определенные элементы и подчиняются определенной архитектурно-стилевой обработке. Есть пять классических ордеров; коринфский тоже придумали древние греки, он насыщен декором.
Дом Verona*** спроектирован известной архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Дом выполнен в форме четырёхугольника трапециевидной формы с замкнутым внутренним двором, по образу старинного итальянского дворца — римского палаццо
Эффектный фасад в натуральном камне с портиками и рустами; роскошное оформление холла и рецепции; просторные квартиры с гардеробными, большими кухнями-гостиными и потолками более 3 м; охраняемая красиво оформленная территория; подземный паркинг с подъемом на лифте на любой этаж — это особый комфорт и статус

Left
Right
Дом Verona*** спроектирован известной архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Дом выполнен в форме четырёхугольника трапециевидной формы с замкнутым внутренним двором, по образу старинного итальянского дворца — римского палаццо
Эффектный фасад в натуральном камне с портиками и рустами; роскошное оформление холла и рецепции; просторные квартиры с гардеробными, большими кухнями-гостиными и потолками более 3 м; охраняемая красиво оформленная территория; подземный паркинг с подъемом на лифте на любой этаж — это особый комфорт и статус

Left
Right
Приятно, гуляя по Северной столице, видеть, что «новый Петербург» органично вписывается в город с 300-летней историей, органично развивая его. Потому что новыми домами тоже хочется любоваться.
Материал публикуется в партнерстве с Группой ЛСР.
Рендеры ЖК «Русский дом» дом и ЖК «Verona» предоставлены компанией Группа ЛСР.

*ЖК «Смольный парк» (первая и вторая очереди), застройщик — ООО «Смольный Квартал», проектные декларации размещены на сайте: первая очередь http://www.lsr.ru/upload/iblock/021/proektnaya_deklaratsiya_smolnyy_park_1_ochered.pdf и вторая очередь. http://www.lsr.ru/upload/iblock/cc6/proektnaya_deklaratsiya_smolnyy_park_2_ochered.pdf.

**ЖК «Русский дом», застройщик — ООО «ЛСР. Недвижимость — Северо- Запад». Проектная декларация размещена на сайте. http://www.lsr.ru/upload/iblock/d36/pd_spb_baskov_per._uchastok_5.pdf

***ЖК Verona, застройщик — ОАО «Строительная корпорация «Возрождение — Санкт-Петербурга», проектная декларация размещена на сайте. http://www.lsr.ru/upload/iblock/f7b/pd_morskoy_pr._d._29_lit._a.pdf


Автор текста: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова