ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОМА:
Вы можете отличить эркер от ризалита? А найти на жилом здании портик и опознать ордер его колонн? «Фонтанка» составила гид-маршрут для тех, кто любит гулять по Петербургу, рассматривая дома Северной столицы.

ОТ СТРОГИХ ЛИНИЙ ДО МИЛЫХ «ИЗЛИШЕСТВ»
фото: Михаил Огнев
У СОВЕТСКИХ — СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ

Поразительно, но за 300 с небольшим лет в Санкт-Петербурге прижились лишь десять архитектурных стилей и направлений: от петровского барокко, привнесенного иностранными специалистами, через классицизм и модерн — до минимализма уже 60-х годов ХХ века. Зато среди этих стилей есть один, который появился именно в нашей стране (а потом, перейдя границы, уже широко стал применяться в Европе). И это было неслучайно: смена общественно-политического строя в начале ХХ века (20–30-е годы) привнесла в архитектуру новые и динамичные авангардные течения, в результате чего появился строго рациональный конструктивизм.
ДК имени Горького, автор Михаил Огнев


Этот стиль характеризуется геометризмом, лаконичностью форм (его в просторечии еще называют «стиль без декора») и монолитностью внешнего облика. После революции в этом стиле в первую очередь стали строить административные и общественные здания. Яркие примеры ленинградского конструктивизма — Кировский и Московский райсоветы, ДК имени Горького на проспекте Стачек, инфекционная больница имени Боткина на Миргородской улице...

Но конструктивизм широко вошел и в жилищное строительство тех лет. Дома в этом стиле в большом количестве можно встретить вокруг площади Культуры, в районе Оборонной и Тракторной улиц, на пересечении проспекта Обуховской Обороны и проспекта Елизарова... У таких зданий в СССР была даже градация: дома для рабочих и дома для специалистов. Но конструктивизм в жилом строительстве можно встретить и в центральных частях города: Каменноостровский, 22, Каменноостровский, 55, Невский, 146.
Столетняя история не очень жалела эти стильные здания, фасады многих из них пошарпаны, обветшали козырьки подъездов. Но поклонников этого архитектурного стиля можем и порадовать: конструктивизм не умер, и современные архитекторы берут его на вооружение при строительстве новых жилых зданий. Яркий пример бережного отношения к этому поистине отечественному стилю (Владимир Маяковский писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм») — жилой комплекс «Смольный парк»* (улица Смольного, 4, литера А). Он очень гармонично вписан в эту любимую горожанами историческую локацию, выглядит по-петербургски благородно и по-ленинградски — очень конструктивно: этому способствуют строгие линии окон, чередование стекла и камня, теплые тона фасадов…
ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ЭРКЕРЫ, ПОРТИКИ И ПРОЧИЕ «ИЗЛИШЕСТВА»?

Слышали, наверное, как некоторые из петербуржцев говорят не без гордости: «У нас квартира — с эркером». Еще бы не радоваться. Эркер — это такая остекленная конструкция (полукруглая, треугольная, многогранная...), которая выступает за вертикальную плоскость фасада. Первые эркеры строили в стенах крепостей и использовали как дополнительную защиту от штурмующих, а сегодня владельцы жилья получают как бы дополнительную освещенную комнатку.

В Петербурге много домов с самыми разнообразными эркерами. Поднимите голову, полюбуйтесь на эти «летящие» конструкции на Мойке, 112, на Галерной, 21, на Таврической (дома №№ 3, 9...).
ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ ЭРКЕРЫ, ПОРТИКИ И ПРОЧИЕ «ИЗЛИШЕСТВА»?

Слышали, наверное, как некоторые из петербуржцев говорят не без гордости: «У нас квартира — с эркером». Еще бы не радоваться.
Эркер — это такая остекленная конструкция (полукруглая, треугольная, многогранная...), которая выступает за вертикальную плоскость фасада. Первые эркеры строили в стенах крепостей и использовали как дополнительную защиту от штурмующих, а сегодня владельцы жилья получают как бы дополнительную освещенную комнатку.

В Петербурге много домов с самыми разнообразными эркерами. Поднимите голову, полюбуйтесь на эти «летящие» конструкции на Мойке, 112, на Галерной, 21, на Таврической (дома №№ 3, 9...).
Стильные эркеры и у элитного жилого дома («Русский дом»**), что на пересечении улицы Короленко и Баскова переулка. Использование этого архитектурного приема (вкупе с другими — ризалитами, башенками и арочными окнами) сразу определяет один из петербургских стилей — неорусский ранний модерн.
Ризалиты — это части здания, выступающие за основную линию фасада и идущие во всю его высоту; они, как правило, симметричны по отношению к центральной оси здания. Ризалит очень эффектен, в Петербурге много строений с этими элементами: Монетный двор, Финляндский вокзал... Ну, а если использовать этот элемент в жилищном строительстве, то дом выглядит как дворец. Или как «Русский дом». Что почти одно и то же.
Арочные окна — типичный элемент классического дизайна. Главное украшение этой конструкции — верхняя часть, выполненная в виде сводчатой округлой дуги правильной формы с заданным радиусом. Очень благородный и стильный элемент интерьера, дарящий свет и уют. Арочных окон в нашем городе не перечесть.
Башенки — элементы, для которых характерно значительное преобладание высоты над стороной или диаметром основания. Очень красиво! В Петербурге на Петроградской стороне есть даже Дом Розенштейна — Белогруда, который так и называется — Дом с башнями. Жить в домах с башенками, вероятно, — это как ощущать себя рыцарем. Или дамой, которую рыцарь непременно спасет...
Дом Розенштейна-Белогруда, автор Михаил Огнев


ВЗЯТЬ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Еще один «дворцовый» архитектурный элемент — портик. Это некая крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его — или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава (по сути — прямолинейная перекладина), или с помощью перекинутых между ними арок. Портик ввели в архитектуру древние греки, за что им большое спасибо. Главные портики Санкт-Петербурга — это Эрмитаж (там, где «атланты держат небо на каменных руках»), Исаакиевский собор (здесь портики в каждом фасаде).

Портики в жилых домах — это особая красота и роскошество. Как, например, в жилом комплексе Verona***, главный фасад которого, выполненный из натурального камня, выходит на Морской проспект. Здесь четырехколонный портик коринфского ордера. Ордера — это типы архитектурных композиций, которые используют определенные элементы и подчиняются определенной архитектурно-стилевой обработке. Есть пять классических ордеров; коринфский тоже придумали древние греки, он насыщен декором.
Приятно, гуляя по Северной столице, видеть, что «новый Петербург» органично вписывается в город с 300-летней историей, органично развивая его. Потому что новыми домами тоже хочется любоваться.
Материал публикуется в партнерстве с Группой ЛСР.
Рендеры ЖК «Русский дом» дом и ЖК «Verona» предоставлены компанией Группа ЛСР.

*ЖК «Смольный парк» (первая и вторая очереди), застройщик — ООО «Смольный Квартал», проектные декларации размещены на сайте: первая очередь http://www.lsr.ru/upload/iblock/021/proektnaya_deklaratsiya_smolnyy_park_1_ochered.pdf и вторая очередь. http://www.lsr.ru/upload/iblock/cc6/proektnaya_deklaratsiya_smolnyy_park_2_ochered.pdf.

**ЖК «Русский дом», застройщик — ООО «ЛСР. Недвижимость — Северо- Запад». Проектная декларация размещена на сайте. http://www.lsr.ru/upload/iblock/d36/pd_spb_baskov_per._uchastok_5.pdf

***ЖК Verona, застройщик — ОАО «Строительная корпорация «Возрождение — Санкт-Петербурга», проектная декларация размещена на сайте. http://www.lsr.ru/upload/iblock/f7b/pd_morskoy_pr._d._29_lit._a.pdf


Автор текста: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова

Просмотров: 1092