(812) 416 77 77 телефон прямого эфира

04.09.2017 17:18
Сам бери: Как универсам "Фрунзенский" изменил советскую торговлю

Сам бери: Как универсам "Фрунзенский" изменил советскую торговлю

3 сентября 1970-го года в СССР появился первый магазин самообслуживания. Речь идет об универсаме "Фрунзенский" на Бухарестской улице в Ленинграде. О том, как принцип самообслуживания изменил сначала торговлю в США, а спустя годы был принят на вооружение Советским Союзом рассказывает Константин Ранкс.

В эти сентябрьские дни 1970-го года руководители советской торговли в Ленинграде подводили итоги первого торгового дня первого в СССР универсама в Купчино, на Бухарестской улице. Жители города знают его как «Фрунзенский».  

К тому времени в СССР уже экспериментировали с новыми методами торговли, поскольку старая система – «деньги продавцу — товар покупателю» была слишком старомодной, и не позволяла обслужить большое количество покупателей без увеличения числа продавцов. 

Была еще одна система, «Выбор товара-деньги в кассу-чек продавцу». То есть покупатель сначала должен был отстоять очередь за товаром, ему давали квиток с указанием суммы, которую он должен был заплатить, после чего покупатель стоял в очереди к кассе, платил, получал чек, шел к прилавку и, бывало отстояв очередь третий раз, получал приобретенное. Эта карусель вызывала массовое недовольство. Но удачно разделяла непосредственно продавцов и деньги. 

Американская идея «сам бери и плати в кассу» была давно известна специалистам и в СССР, потому что появилась она  еще более ста лет назад, и описывалась в профессиональных журналах до Первой мировой войны. В 30-ые годы ХХ века, в разгар Великой депрессии магазины самообслуживания стали расти как грибы после дождя. 

Секрет прост — обычные магазины имели площадь до 100 квадратных метров и что бы быть рентабельными должны были рассчитывать на 20% валовой прибыли. Магазины самообслуживания имели площадь впятеро большую, продавцов было меньше, и им было достаточно ограничиваться 10% валовой прибыли, что бы обеспечить рентабельность. Что важно — кассирши были в большом числе нужны только в определенные часы, когда был большое наплыв покупателей, и разумеется, платить меньше, чем продавцам в обычных магазинах. 

После Второй мировой войны эта система стала постепенно развиваться и в Европе. В начале 60-х годов ее стали внедрять в странах «социалистического лагеря». В СССР сначала просто переоборудовали под магазины самообслуживания обычные магазины, но они не давали ощутимого эффекта. И тогда было решено пойти на эксперимент. И построить настоящий универсам, с импортным торговым оборудованием, с тележками и новыми стеллажами. 

Эффект был поразительным — недаром этот универсам получил государственную награду  - орден «Дружбы народов». Магазин стал, как тогда говорили «образцово-показательным». Такие магазины стали появляться и в других городах страны, и к моменту коллапса Советского Союза из было почти две тысячи — от Тихого океана до Балтики. 

Сейчас универсамами называют сравнительно небольшие магазины самообслуживания, их более крупные клоны носят гордое имя «супермаркетов». Но принцип остается один — покупатель сам выбирает товар, иногда сам и взвешивает, и идет платить на одну из кассу. Уже есть и зоны, где он может сам и оплатить покупку. А впереди — то время, когда ему вообще не придется останавливаться на выходе из торгового зала — система сама снимет сумму с его счета. Прогресс идет и в этой, весьма консервативной сфере как торговля, и его не остановить...

Все выпуски программы Nota Bene дсотупны в архиве программ "Фонтанки" здесь

Архивы передач
Предыдущие материалы
ВКонтакте Facebook LiveJournal Twitter

А самые классные видео вы можете получать с помощью нашего канала в Telegram