02:10 22.02.2018
Мэрил Стрип и Том Хэнкс возглавят войну Пентагона и журналистов
В Михайловском замке покажут одного из первых русских экспрессионистов
Воевавший на Украине контрактник из Каменки пропал с кулоном Девы Марии
Измученный ожиданием наследства петербуржец задушил родную тетю
"Все деньги мира" Ридли Скотта выходят в прокат
Туман развернул в Москву петербургский рейс из Дубая
СМИ: Путин выступит с посланием ко «всему гражданскому обществу», а не только к «пиджакам»
ФСБ Петербурга попала под военное следствие по делу анархистов
Петербуржы увидят закулисье Новой сцены Мариинки
Патриарх Кирилл: «Люди больше всего грешат языком»
Transparency International: Россия в индексе восприятия коррупции сравнялась с Папуа-Новой Гвинеей
Россия требует созвать экстренное заседание Совбеза ООН по ситуации в Сирии
Беглый ресторатор Орлов задержан на границе
Глава парламента Петербурга о кандидате в президенты: Собчак — как слон в зоопарке
Полтавченко собирается пойти на третий срок
В Германии задержали россиянина за участие в беспорядках на чемпионате Европы-2016 по футболу
На Ветеранов «Ларгус» влетел в колесо троллейбуса, зацепив легковую и маршрутку
Туман «отключил» свет на ЗСД
Федерация керлинга собирается бороться за Крушельницкого
Финская таможня устроит аукцион конфискованных биткоинов
Tele2 обеспечит интернет-доступ в петербургском метро
На Александровской Фермы машину разрезали, чтобы достать раненого
В Выборгском районе лопнул магистральный трубопровод
Глава дирекции Минкульта: Работа ФСБ не повлияет на сдачу новой сцены МДТ
«МБХ Медиа» Ходорковского сообщил о блокировке Роскомнадзором
«Фонтанка» за 60 секунд — 21 февраля
Финский кондуктор остановил два поезда ради одной семьи
Пойманный на допинге российский призер Олимпиады не увидел смысла в суде
СМИ: РФ заплатила штраф МОК
Toyota рассказала об обновлённом минивэне Alphard для России
Россию завалили заказами на военную технику
Замглавы Фонда имущества Петербурга задержан по делу о взятке
Похитившего у ФСБ 550 миллионов сочинского бизнесмена экстрадировали из Испании
Назван главный претендент на должность режиссёра бондианы
Трамп: За "российское вмешательство" должен отвечать Обама
«Скандинавию» полностью приведут в европейский вид не раньше 2030 года
Европейский университет решил снова судиться с Рособрнадзором
Интерпол счел попытку объявить в розыск Родченкова политическим преследованием
Гендиректор "Теле2": Национальный роуминг могут отменить до конца 2018 года
В ДТП с маршруткой под Апатитами пострадали 15 человек
Пробы с полигона "Красный Бор" изучат в Финляндии
«Красивый Петербург» пожаловался на хакерскую атаку при трансляции рейда против незаконной торговли
Германия сенсационно вышла в полуфинал хоккейного турнира на Олимпиаде
Петербуржец осужден за сбор дани в пользу новгородского сенатора
Кудрин предрек криптовалютам большое будущее через два года
Въехавший в переход «Московской» пенсионер привлекался за езду в пьяном виде
Главное событие года в здравоохранении Петербурга назовут врачи
В петербургской ГИБДД рассказали, сколько сегодня аварий
Численность населения Хельсинки приближается к 645 тысячам
Замдиректора Фонда имущества допросили по делу о махинациях с недвижимостью на Невском проспекте
Греф: Сбербанк упустил шанс инвестировать в Tesla
Путин: "Северный поток - 2" будет реализован
Фонд «ТОЧКА ОПОРЫ»: спасибо читателям «Фонтанки» за помощь
Следователь пообещал больше не вызывать на допросы основателя «Додо пиццы»
Замок «Ласточкино гнездо» закроют на ремонт
Сало на Украине рекордно дорого
Суд отказался рассматривать иск Навального о блокировке расследования про Дерипаску и Приходько
Генпрокуратура отправила дольщиков «Охта-Модерна» к тем, на кого они жаловались
На стройке в Московском районе взорвался газовый баллон: пострадали двое
Испугавшись «заразных» избирателей, петербурженка предложила переместить голосование из детсада в храм
Россиянам напомнят о долгах после каждой покупки
Серебренников в суде: «Я не мог видеть родителей. И вот мама умерла»
Мединский: Расследование в МДТ инициировало Минкультуры
Путепровод на линии "Таммисуо-Гвардейское" откроют осенью
За двойное убийство 16-летней давности в Архангельской области задержали петербуржца
Песков: Путин выступит с посланием парламенту 1 марта
Ростуризм: Не ездите в США. Там эпидемия гриппа
Билл Гейтс появится в сериале «Теория большого взрыва»
Тень от телебашни Петербурга появилась в небе
На месте снесенной фабрики «Ладога» построят жилье
Бизнес

Частникам закрыли небо

Учить на коммерческих пилотов теперь будет только государство. На прерванное Росавиацией обучение выпускникам частных училищ остается жаловаться в международные организации.
Частникам закрыли небо
Сергей Куликов/Интерпресс

Чтобы сесть за штурвал пассажирского лайнера, то есть стать коммерческим пилотом, до недавнего времени нужно было получить среднее либо высшее образование. Профильных вузов в России только два, оба государственные: Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и Ульяновский институт. Система среднего образования подразумевает еще и частные авиационно-учебные центры. В этом случае алгоритм выглядит так: обучение на частного пилота — это первый этап, который позволит летать самому и катать друзей; для второго этапа нужно налетать 200 часов, пройти тестирование и только потом рассчитывать на коммерческую лицензию. Серьезная авиакомпания все равно сочтет такой опыт недостаточным, но обучение уже будет продолжаться за счет перевозчика. Так было раньше. Сейчас про это можно забыть.

В 2013 году «Фонтанка», рассказала об АУЦ «Крылья Невы», который оказался в поле зрения правоохранительных органов в связи с продажей липовых летных удостоверений. Авиакомпаниям предписали отстранить выпускников центра от полетов, а нескольких коммерческих пилотов суд приговорил к многомиллионным штрафам, но затем они были амнистированы.

Через полгода после скандала с «Крыльями Невы» катастрофа в Казани унесла жизни более 50 человек и запустила процесс, основанный сначала на разговорах о недостаточной квалификации пилотов, а затем речь и вовсе зашла о поддельном свидетельстве и купленном дипломе. Проверки выкосили рынок частных авиационных центров. На Северо-Западе, к примеру, не осталось ни одного. В 2016 году рынок потерял 13 АУЦ.

Как заявили в Росавиации, на сегодня в стране осталось 66 частных центров, из которых в 14 готовят исключительно частных пилотов. Утвержденные программы для получения коммерческих удостоверений есть только у государственных учреждений.

Вместе с чистками частных центров по всей стране начали отзывать уже полученные удостоверения. В перечне оказались более 400 выпускников частных сузов. «416 – это количество всего авиационного персонала, – говорит Сергей Извольский, официальный представитель Росавиации. – Коммерческих пилотских удостоверений за пять лет аннулировали 283, при общем количестве пилотов свыше 11,6 тысячи человек». Причина, как заявляют в ведомстве, – предоставление недостоверных данных и фальсификация документов: вместо 50 часов реального налета приписывали 150, приносили фальшивые медицинские справки, документы о знании авиационного английского.

Выпускники АУЦ в ожидании санкций отправились на «заочку» в Петербург и Ульяновск. Как рассказал «Фонтанке» студент СПбГУГА Андрей (имя изменено), неформально до них доносили позицию Росавиации: мол, получите диплом и докажите, что вы нормальные специалисты. То же самое относится к тем, кто готов был принести новый пакет чистых документов вместо «фальсифицированных». Мечты об этой индульгенции испарились два месяца назад. В территориальные отделения Росавиации пришла телеграмма Максима Костылёва, начальника управления летной эксплуатации, где было сказано: «Заочная подготовка специалистов авиационного персонала не является основанием для выдачи свидетельства специалиста авиационного персонала».

По словам Андрея, теперь факт заочного обучения в вузе не является «броней» для выпускников АУЦ, и студенты это понимают. «Третьекурсников-заочников, которые только что закрыли сессию, было около 100 человек, – говорит собеседник «Фонтанки». – На волне всех этих внутренних распоряжений второкурсников пришло уже вдвое меньше». Сергей Извольский утверждает, что на самом деле речь в телеграмме идет о другом: человек с удостоверением частного пилота, заочно проучившись на летной эксплуатации воздушных судов, не может автоматически рассчитывать на коммерческое удостоверение.

Пилот Михаил Мельцин напоминает, что, вообще-то, без свидетельства коммерческого пилота ты в принципе не можешь поступить на летную эксплуатацию. Он оказался именно в такой ситуации. Получив удостоверение после АУЦ и устроившись на работу, он поступил на заочное в СПбГУГА. О том, что пилотные «права» у него аннулированы, он узнал случайно в конце 2016 года. В приказе опять-таки говорится о недостоверных сведениях. «Это полная чепуха, просто стандартная формулировка, – говорит Мельцин. – Когда я пришел в Росавиацию, мне сказали о недостатке теоретической подготовки. С документами у меня все в порядке». У тому времени Михаил уже 4 года учился на «заочке», но теперь это невозможно. Речь фактически идет об утрате профессии — и денег, ведь обучение платное. Если за первую сессию Мельцин платил 20 тысяч рублей, то за последнюю уже порядка 60 тысяч.

Дело не только в атаке на АУЦ. По словам собеседников «Фонтанки», Росавиация давно уже неофициально настаивает на том, чтобы пилоты имели диплом о высшем профильном образовании. «Это абсурд, – говорит юрист Ирина Любосердова, которая защищала попавших под санкции пилотов в судах. – Мы же не спрашиваем у водителя автобуса, закончил ли он Московский автомобильно-дорожный институт. У него есть права, выданные государственными органами, этого достаточно, а так он может быть хоть биологом, хоть историком. А главное, что закон этого не предусматривает».

Есть стандарты Международной организации гражданской авиации (ICAO), есть Федеральные авиационные правила — везде речь идет только о «навыках», а не об «образовании». В конце концов есть разъяснение Минтранса, где черным по белому написано: для получения свидетельства коммерческого пилота нужно иметь свидетельство частника, необходимое количество часов самостоятельного налета — и вперед, на тестирование в Росавиацию. Про дипломы — ни слова.

Закон законом, но на работу пилотов принимают авиакомпании, а они сигналы Росавиации ловят очень чутко. «Сложилась определенная практика, – рассказывает председатель правления  Межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов Владимир Тюрин. – Как правило, соискатель поступал на «заочку», и его брали на работу уже по самому факту поступления. Он параллельно работал и учился, получая диплом о высшем образовании. С моей точки зрения, Росавиация просто убирает с рынка любые способы подготовки пилотов, кроме учебы в подведомственных ей вузах и училищах». По словам Андрея, полный курс обучения в АУЦ примерно вдвое дешевле, чем в государственном училище (примерно 2 и 4 млн рублей соответственно). Получить комментарий в СПбГУГА за несколько дней не удалось.

Сейчас выпускники АУЦ, лишенные удостоверений, составили петицию в ICAO, где просят «остановить произвол» Росавиации. Это серьезный прецедент, говорят эксперты; на данный момент документ подписали более 250 человек. Как рассказал собеседник «Фонтанки» из авиационной отрасли, речь идет о двух различных подходах к обучению: «Росавиация привыкла к тому, что все пилоты – вчерашние школьники, которые после вузов идут в авиакомпании. Выпускники АУЦ – это финансово состоявшиеся мужчины после 35 лет, у которых проснулась тяга к полетам. У них работа и семья, они не могут пойти в училище и жить в казарме. Они хотят летать и зарабатывать сами. Это верхний средний класс со своими запросами, чиновникам такие не нужны».

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform