06:09 28.02.2017
Татьяна Толстая расскажет петербуржцам о своём детстве
«ЯтХа» покажет «каргыраа»
Продолжительность просматриваемых в YouTube за день роликов превысила 1 млрд часов в день
Энергомост с Японией обойдется России в два миллиарда долларов
На трассе "Петербург - Псков" столкнулись фура и лесовоз
Авиабаза ВКС России в Подмосковье переформирована в авиационную дивизию особого назначения
Dow Industrial вырос до исторического максимума
ЦСКА выбил «Йокерит» из розыгрыша Кубка Гагарина
НОК США боится, что из-за действий USADA Лос-Анджелес не получит ОИ-2024
В Белом доме не видят причин для создания должности спецпрокурора по России
Кличко: Мост в Киеве обрушился, потому что устал от времени
Ковальчук: В конце апреля поймем, правильно ли не вышли на "Йокерит"
СБУ допросила Савченко
СМИ: "Зенит" интересуется исландцем
Суд отказался приостановить рассмотрение дела об иммиграционных указах Трампа
В полицию Всеволожска пришли мигранты, закопавшие соотечественника
Трамп рассказал о звонках в Россию
Бьорндалена ограбили по дороге на этап Кубка мира по биатлону
Глава Палаты представителей США считает недостаточным военный бюджет в $603 млрд
«Гормост» объяснил уборку цветов с мемориала Немцову
СКА вышел в четвертьфинал Кубка Гагарина
Караченцова госпитализировали после ДТП в Подмосковье
Клинтон раскритиковала Трампа
ЖСК «Славбург-51» заплатит 72 млн рублей долга генподрядчику
“Доверенное лицо Жилкома” отпустили из Следственного комитета с 15 миллионами
ЛГБТ-активиста доставили в полицию за акцию “спецназ Макарова” 23 февраля
Скончался водитель грузовика, снесенного товарным поездом на переезде в Турышкино
Проект плана полного уничтожения ИГ поступил в администрацию президента США
Депутат Рады предложил возобновить подачу воды и электричества в Крым
Саргсян: Членство Армении в ОДКБ совместимо с сотрудничеством с НАТО
Nokia и Intel будут совместно развивать технологию 5G
Медведев поручил проработать вопрос увеличения доли регионов в сборе налога на прибыль
Начальник "Водника": Это был наш протест
В Сестрорецке демонтировали незаконные шлагбаумы
Грабители отняли у водителя-курьера 2,7 миллиона на Ленинском
Трамп хочет увеличить оборонные расходы на $54 млрд
Biocad инвестирует в развитие в Петербурге 20 млрд рублей
На карнавале в Рио пострадали 20 человек
«Фонтанка» за 60 секунд — 27 февраля
Зампредом комитета по печати Смольного назначен Альберт Садыков
В Западном порту Хельсинки открылся новый терминал
Граждане Таджикистана перевели из России за год $1,9 млрд
В Балтийском доме соберут Анн Карениных всех времен и народов
Роскомнадзор занес «Яндекс.Новости» в реестр новостных агрегаторов
В Петербурге заработает первый кинотеатр для слабовидящих и слабослышащих
В России уменьшился первый взнос по автокредитам
В Ленобласти товарняк на переезде врезался в грузовик
В Царском Селе восстановили уничтоженный в войну портал из лазурита
ВЦИОМ: российское кино стало лучше, но 17 процентов не станут его смотреть
В Петербурге в третий раз пройдет SpayDay
В ЗакСе устроили “товарищеский суд” над помощниками депутатов, вышедшими на акцию против передачи Исаакия РПЦ
Театр «Тень» набирает участников «Кружка барона Мюнхгаузена» в Петербурге
В центре Петербурга при передаче взятки задержано "доверенное лицо руководства" Жилкома
ЛНР с весны официально переходит на российский рубль
Минтранс хочет построить свою велодорожку на границе с Финляндией
Кудрин: Нужно увеличить расходы на образование
В Петербурге школьник упал с крыши
Великобритания хочет ограничить граждан ЕС в праве проживания в стране
Путин вручил Эмомали Рахмону орден Александра Невского
Ученики трех классов петербургских школ сидят дома из-за гриппа и ОРВИ
АИЖК снизило ставки по ипотечным кредитам
Смольный почистил ряды "социального такси"
Эксперты СПбГУ не признали свастику на картах Google нацистской
Минобороны России подтвердило отправку "Адмирала Григоровича" в Сирию
Суд отправил в колонию топ-менеджеров банка «Траст»
В Петербурге осудили водителя, угрожавшего другим пистолетом
Медведев: Экономике России нужно добиваться всего самой
УФАС предписало Смольному разорвать контракт со «Студией Артемия Лебедева»
Норвежский лыжник вызвал волну ненависти среди финских болельщиков
Милонов просит прокурора наказать активистов за антивоенную акцию на Марсовом поле
Общество

Мода по канону

Православная мода – что это: примета времени, кручина по женственности, маркетинговое предложение, отвечающее спросу? Возможно, ответов несколько, и они не столь однозначны.
Мода по канону
Елена Цоколова

В мегаполисах, включая Санкт-Петербург, открываются магазины консервативной одежды, на православных выставках дизайнеры и кустари продают одежду для воцерковленных, «сочувствующих» и интересующихся. Интернет пестрит сайтами и пабликами в соцсетях, предлагающими крестильные рубашки, венчальные платья и платки, закрытые, целомудренные купальные костюмы.

Это логично: если православие входит в повседневность, появляется и спрос на одежду, подходящую христианке. А если посещение храма – регулярный обряд, часть жизни, мысль о дресс-коде выходит за рамки нехитрого правила: «юбка-платок, да поскромнее». Но так ли все однозначно?

Православный дресс-код

– Слово «православный» переводится на английский как «ортодоксальный», то есть консервативный, приверженный древним догматам. Мода же по определению – норма, требующая быстрых перемен без веских оснований. И появление понятия православной моды, вероятно, – отражение стремления современных православных людей вписаться в современную жизнь не в качестве ходячих упреков в «греховности», а как ее полноправных участников. Православная мода имеет двойственный характер. С одной стороны, это одежда для храма как публичной площадки, на которой можно выглядеть красиво и модно. С другой – в современном православии проявляется тенденция выйти за пределы ритуальности, ограниченной церковью. И в рамках этой тенденции женщина стремится все время быть одновременно и православной, и современной, – считает доктор социологических наук, профессор Владимир Ильин.

Таким образом, в понятии «православная мода» содержится логическое противоречие. Определение «православный» отсылает к традиции, которая по своей сути противоположна моде как преемственность изменчивости. Если говорить о чем-то, противостоящем изменениям и погоне за актуальностью, то, возможно, это и есть суть такого явления, как «православный дизайн». Собственно православная одежда традиционна, пример тому – облачения священнослужителей. Формулировка «православная одежда» тоже не вполне корректна. Ведь в православии нет четко прописанного дресс-кода. Следовательно, одежда не может быть православной или неправославной. А прибавление к бренду эпитета «православный» можно воспринимать как идентификацию с целевой аудиторией. Носить что-то априори «правильное» некоторым проще. Особенно если ты считаешь себя причастным. А православные христиане – большая социальная группа.

В 2012 году молодые дизайнеры из Москвы Евгения Карузина и Елена Цоколова основали бренд «Барышня-крестьянка» и открыли интернет-магазин. Сейчас это сеть магазинов в трех городах России (Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург) и интернет-площадка со службой доставки. Наибольшим спросом вещи пользуются в столицах.

Мода по канону

– В момент выхода на рынок марки «Барышня-крестьянка» у нас практически не было конкурентов, – рассказывают дизайнеры. – Мы не шли вразрез с актуальными модными тенденциями, но и не следовали им слепо. Мода циклична. Новый ее виток вывел на самый пик актуальности женственную, целомудренную одежду, которая идеально вписалась в легенду нашего бренда. Ядро нашей аудитории – православные женщины, активные прихожанки, жены и дочери священнослужителей, студентки и преподаватели гуманитарных и православных вузов. Они составляют примерно треть наших покупательниц. Консервативный стиль в одежде переживает второе рождение. Теперь он интересен не только зрелым женщинам, но и юным девушкам.

Потенциальная покупательница «православного дизайнера» – это воцерковленная горожанка, мать, жена, но не только. Консервативные юбки и платья выбирают и неправославные женщины, которым близок этот стиль.

Александра Карабутова из Ставрополя создала паблик, посвященный моде для православных женщин. 28-летняя Александра – православная христианка и будущий дизайнер, что логично рифмуется с темой группы в соцсети. По словам девушки, основной контингент паблика – молодые женщины. Но и мужчинам тема консервативного дизайна интересна, хотя их в группе немного – 20%.

«Вся мода – от бесов»?

На православной выставке женщину в пышной юбке и ажурном головном уборе сложно было не заметить. Православный дизайнер Елена Чернышова одевается женственно и смело. Ее вещи – «по мотивам русского народного костюма»: длинные подолы, широкие юбки, кружева, свободный крой.

По образованию Елена – инженер, но недолго работала по специальности. Говорит, Господь указал истинное предназначение. Сначала она шила для себя. В 1990-е нашла своих покупателей и познакомилась с дизайнером, которая копировала русские народные костюмы. Елена тоже прониклась – и женский русский костюм стал вдохновлять ее на творчество. Получилась стилизация для современниц. Тогда конкурентов у дизайнера Чернышовой не было, а вот сегодня плагиаторы, сокрушается мастер, огорчают. На православных выставках глаза разбегаются от «целомудренного ассортимента».

У Елены Чернышовой маленькое ателье, в котором трудятся 3 швеи. Дизайн и пошив одежды – единственный источник дохода. Принимают и понимают стиль мастера не все, но те, кто понимает, соответственно, и носят. Но и критики хватает: на суровые обличения обычно горазды дамы в летах. Интересуются творениями православного модельера женщины разного возраста и комплекции, хотя, признается Елена, за последнее время ее клиентки помолодели. Целевую аудиторию составляют не только православные прихожанки, но и любители авторских нарядов.

Мода по канону

Споры о том, уместна ли православная мода и имеет ли она право на существование, Елена слышит часто – и в Интернете, и в реальности. Кто-то думает, что православие и мода – понятия несовместимые. К комментариям в соцсетях: «Вся мода – от бесов» дизайнер Чернышова привыкла. Чаще столь непримиримы и категоричны женщины, впрочем, нередко и мужчины выступают обличителям «суетности». Но кутюрье не забывает о том, что на создание одежды ее благословил батюшка, и не меняет заданного курса. Сама Елена считает, что в церковь прихожанка должна одеваться как на самую важную встречу – нарядно и целомудренно.

Экспертиза

Мэган Виртанен, историк моды:

– Можно ли говорить, что одежда для православных женщин сегодня пользуется спросом?

– Давайте уточним формулировку «одежда для православных женщин». Какие бы то ни было предписания касаются только той одежды, в которой православная прихожанка посещает храм. Повседневная одежда женщины православного вероисповедания может полностью соответствовать любому модному тренду, поэтому правильнее было бы говорить про «магазины одежды для православных женщин, которые по причинам личных склонностей или сильной религиозности хотели бы носить закрытые, длинные, свободно сидящие платья». Было бы слишком смело говорить о массовом спросе на подобные вещи. Можно сказать только о наличии в обществе сегмента, у которого есть такой спрос, и наличии производителей, которые готовы удовлетворять этот спрос. Кстати, в магазинах «православного платья» покупают одежду и неправославные женщины (и даже не христианки), которые находят, что этот стиль соответствует их вкусам.

– Вы согласны с тем, что консервативный уклон в обществе сказывается на женской одежде, тем самым формируя образ «новой патриархальной» женщины?

– Трудно назвать это явление «новой патриархальностью», если и найдутся элементы патриархальности, то отнюдь не новой. Каждый раз, когда в мире или конкретной стране возникает сложная экономическая ситуация, ощущается нехватка рабочих мест, случается финансовый кризис или есть необходимость скрыть реальные цифры безработицы и «выдавить» женщин с рабочих мест, – тут же в моду входит образ «эталонной женственности» и начинаются разговоры о «женском предназначении» и соответствующей этому предназначению одежде. Резкое изменение силуэта и удлинение юбки в 1930 году в связи с Великой депрессией, ультраженственный силуэт и длинная, по сравнению с предыдущим периодом, юбка стиля «нью-лук» в 1947-м, длинные юбки периода нефтяного кризиса 1970-х – цикл повторялся уже не раз. Новый виток цикла мы видим на мировых подиумах начиная с 2008 года.

– Консервативное направление противостоит гламурно-сексуальному представлению о том, какой должна быть женщина?

– Дискурсивные представления об эротизме меняются со временем – в XVIII веке чулок не считался эротичным предметом, а вот подвязка возбуждала воображение. В 1920-е большая грудь считалась недостатком, поскольку в моде были плоские, почти мальчишеские формы. Примеров множество. Полностью закрытое тело может быть не менее возбуждающим фантазии, чем открытое, более того, когда вокруг множество открытых тел, закрытость может впечатлять намного сильнее.

Владимир Ильин, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ:

– Дух нашего времени, всегда привязанный к конкретному месту (стране или городу), расколот противоположными тенденциями, соотношение которых периодически меняется. С одной стороны, прогрессивизм как устремленность вперед с опорой на культ новизны, готовностью заимствовать привлекательные элементы образа жизни со всего мира и легко отбрасывать препятствия в виде старых норм и ценностей, которые кажутся устаревшими условностями, мешающими ловить предоставляемые судьбой шансы. И этой стороне духа времени соответствуют глобальные тренды в моде. Например, глобальная мода, смеющаяся над всеми границами и предлагающая женщинам внешность как блесну, с помощью которой можно поймать золотую рыбку. Такая «блесна» гламурна – она должна издалека бросаться в глаза и манить эротикой форм. Данный тренд в моде господствовал в 1990-е и в существенной мере в нулевые годы.

С другой стороны, есть консерватизм как стремление держаться корней, определяемых национальной историей, традицией и/ или религией. В настоящее время этот тренд вышел из тени и все громче заявляет о себе во всех сферах жизни, начиная с геополитики и заканчивая модой. Религия вышла из стен храмов в повседневность. В рамках такого консервативного поворота российского общества вполне закономерно формирование православной моды. Религиозный консерватизм особенно чувствителен к женской одежде, поскольку миф об Адаме, соблазненном Евой, в самых разных его модификациях не утратил актуальности. Если женское тело – «источник греховности», то спасение мужчин от подстерегающих соблазнов – в сокрытии женского тела, в культе женской скромности.

Однако преувеличивать перспективы консервативного поворота в женской моде нет оснований. В российском обществе слишком прочно утвердился миф о женской красоте как главном ресурсе женского успеха в самых разных сферах жизни. И безопасно минимизировать его могут позволить только те, у кого красоты и юности в избытке.

Поворот к православной моде может иметь устойчивый характер и вообще смысл, если в эту сторону повернулся образ жизни. Это значит, что мужчина выбирает не спутницу для веселого времяпрепровождения, а жену и мать своих детей, выбирает раз и на всю жизнь, а потому ему в первую очередь важны не ее формы, а морально-этические качества. А женщина готова к принятию такого жизненного предназначения, она отвергает желание быть соблазнительной в публичном пространстве улицы, офиса и пляжа. Без таких серьезных консервативных сдвигов в культуре и образе жизни православная мода – это просто игра с традиционными мотивами, легко вписывающимися в уже сложившийся образ жизни. И тогда действует механизм парадокса: сокрытие превращается в инструмент эротической манипуляции и соблазна, ведь, как писал французский теоретик Жан Бодрийяр, эротика – это тайна. И тогда православный купальный костюм успешно конкурирует с микробикини, прикрывая эротические функции соблазняющим намеком: «Я не такая!»

Мария Башмакова, для "Фонтанки.ру"


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (78)
10 марта 2016 г. 22:54
Swift: Вы таки будете смеятся, но после хорошего рейса те-же бурлаки приодевались получше другого купца. А тут народ в спецовках чем не жалко. Вы бы меня на огороде видели — рванина ещё похуже.
10 марта 2016 г. 04:45
Для деревенских посиделок на завалинке и лузганья ,,семок,, такие фасончики вполне себе сойдут))) опять же, наш ответ ,,буржуям,, ударим санкциями, то бишь нарядами а-ля ,,тётка с рынка,, по ,,ихней,, развртной моде, загоним наших женщин если не под паранджу , то под безликие и безразмерные балахоны времён наших прабабушек.
10 марта 2016 г. 00:18
abovery:
А по поводу красоты… Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности – для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились "усатые" дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться".
Это как-бы подборка красавиц одного конкретного, причем, не ограниченного понятиями взаимности, мужчины. Кто может сказать, что эта девушка некрасива — https://lenta.ru/photo/2016/03/06/disney/#0 ?
10 марта 2016 г. 00:03
archi77:
да ну с одной стороны пусть носят что хотят... с другой стороны
Пора вводить как-то так — https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковный_налог_в_Германии
9 марта 2016 г. 18:46
Обыватель: Слышал я от одного, по-доброму улыбающегося, ламы, как-бы, шутку: "Сколько буддистов, столько и буддизмов". Принцип миролюбия (ненасилия) — ахимса (ахинса) — исключает инициативу агрессии, но... поощряет её пресечение и наказание агрессора во имя... восстановления гармонии. Все действительно буддистские конфессии ("колесницы"), направления и школы этот принцип чтут. Поэтому вражда между ними исключается и является признаком извращения Учения Будды (Такое таки есть.). А вот диспуты без хамства и рукоприкладства — это нормальная практика. "На то и учитель, чтобы не запрещать, а устранять сомнения учеников посредством убедительности своего Учения". Но... нынешний Далай-лама вообще заявил, что настоящий буддизм — это не религия, а мировоззрение, а на вопрос, почему он постоянно улыбается, ответил, что сей мир — сансара — это улыбка Бога. Которого, кстати, по буддизму в определённом смысле нет, ибо и боги, и демоны — это... наши собственные мыслеформы. С этими визуализациями можно что-нибудь практиковать. Короче, да, быть буддистов — это значит быть человечным человеком. Остальное — не существенно. Таким образом, Вы получили абхишеку (начальное посвящение) и прибежище в сангхе (мировой общине буддистов). Ом мани падмэ хум.
СМИ2
MarketGid News
Infox
24СМИ. Агрегатор
Lentainform