Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

1 м/с, ю-в

763мм

63%

Подробнее

Пробки

5/10

Что случилось с детским футболом в Петербурге

500
ПоделитьсяПоделиться

Поколение талантливых петербургских воспитанников, в число которых входят Аршавин, Кержаков, Малафеев и многие другие, уходит. За ними пустота. Единственный молодой доморощенный игрок, хоть как-то подошедший к основе «Зенита» — Павел Могилевец — безнадежно полирует лавку. Первая мысль — во всем виноваты иностранные тренеры. Однако, как выяснила «Фонтанка», ни Спаллетти, ни Виллаш-Боаш здесь ни при чем. Проблема гораздо глубже и серьезнее.

Петербургский «Зенит» всегда славился своими воспитанниками. Какие бы времена команда ни переживала, ее лидерами всегда были выросшие на берегах Невы. Болельщики это ценили, и «Петровский» редко обходился без аншлагов. Окончательный перелом в этом направлении произошел не так давно. С приходом в команду дорогостоящих легионеров в лице Халка и Витселя, на которых, если верить информации некоторых СМИ, было потрачено в сумме около 100 млн евро, роль собственных воспитанников окончательно упала. Не всем из петербургских футболистов, на тот момент выступавших «лидерами раздевалки», это понравилось. 

Еще памятна скандальная история с Игорем Денисовым, отказавшимся играть в матче с «Крыльями Советов» в сентябре 2012 года. Конфликт удалось слегка успокоить, лишь подключив лично главу «Газпрома» Алексея Миллера, однако уже в июне 2013 года по инициативе главного тренера Лучано Спаллетти Денисов был продан в «Анжи». При непосредственном участии итальянского специалиста спустя всего три месяца произошло историческое событие для петербургского футбола — 17 августа 2013 года в матче чемпионата России с «Анжи» на поле впервые не вышел ни один петербургский воспитанник. И, судя по тому, что в дальнейшем это стало нормой, руководство «Зенита» все устраивало. В итоге в последнем матче в этом году с «Монако» на поле вообще вышло два с половиной россиянина, если за половину считать вратаря Юрия Лодыгина, имеющего двойное гражданство. Что касается «Петровского», то об аншлагах тут не слышали уже очень давно. 

Так почему же в составе «Зенита» перестали появляться свои воспитанники?

Первый ответ, который приходит на ум — во всем виноват главный тренер. Вряд ли Кержаков и Аршавин стали бы теми, кем они стали, если бы в свое время в них не поверил Юрий Морозов, возглавлявший «Зенит» с 2000 по 2002 год. При этом же специалисте впервые заявили о себе и другие воспитанники петербургского клуба, достигшие серьезных успехов— это Игорь Денисов, Владимир Быстров, Вячеслав Малафеев. Определяющую роль главного тренера в таких вопросах подтверждает, например, директор академии ФК «Зенит» Владимир Казаченок.

«То, что в свое время в «Зените» стало появляться много собственных воспитанников — тот же Аршавин и Кержаков — связано в первую очередь с желанием тогдашнего главного тренера. Идеология была такой, что в составе обязательно должны играть свои ребята. Поэтому им давалось больше шансов, к ним больше проявлялось терпимости. Ну и они были объективно более конкурентоспособны по сравнению с теми игроками, которые входили в состав «Зенита» в тот период», – считает Казаченок.

В то же время, по мнению чемпиона СССР 1984 года в составе «Зенита», а ныне старшего тренера детского футбольного клуба «Зенит-84» Сергея Веденеева, дело далеко не только в главном тренере. Тот же Виллаш-Боаш, может, и рад был бы поставить в состав кого-нибудь из петербургских ребят, но никому из них не хватает таланта и физики, чтобы выдержать сумасшедшую конкуренцию в нынешнем «Зените».

«В начале 2000-х задачи у «Зенита» были совсем другими. Уровень основного состава также был далек от нынешнего. Тогда и появились такие ребята, как Кержаков, который брал трудолюбием, и суперталантливый Аршавин. Каждый из них уже в 17-18 лет отличался скоростными качествами и быстротой мышления. Помню, как Юрий Семин, возглавлявший тогда «Локомотив», говорил, что когда приезжаешь в Питер, приходится безвылазно стоять в своей штрафной, иначе сразу получаешь опасный момент», – вспоминает Веденеев.

В этой связи возникает вопрос, чем тогда занималась все это время академия «Зенита», главной целью которой как раз и является воспитание игроков для основного состава? Наверное, руководство сине-бело-голубых тоже задавалось таким вопросом. Неслучайно в сентябре 2009 года академию возглавил известный голландский специалист Хенк ван Стее. Однако если на предыдущих местах работы у него и были результаты (Робин ван Перси в Нидерландах, Ярослав Ракицкий и Евгений Селезнев на Украине), то в Петербурге за пять лет из академии «Зенита» не вышел ни один игрок, закрепившийся в основном составе первой команды, не говоря уже о национальной сборной. Так что привнес Хенк ван Стее?

По словам Казаченка, с приходом голландца изменилась система подхода к тестированию детей и была полностью перестроена вся система работы академии.

«Теперь все команды и подразделения работают в одном ключе. Изменилась и сама работа, поскольку за последние годы учебно-тренировочная база приобрела современный вид. Но на самом деле голландские специалисты мало чем отличаются от наших. Все-таки тут очень сложно привнести что-то принципиально новое. Может быть, голландцы просто раньше остальных уловили необходимость в каком-то систематизировании этих знаний, создали специализированные программы и завернули их в красивую упаковку», – делится впечатлениями от совместной работы с иностранными коллегами Казаченок.

Директор академии не скрывает своего разочарования от того, что в основе «Зенита» в последние годы практически перестала появляться собственная молодежь.

«Мы должны выпускать игроков, потенциально готовых к конкуренции на самом высшем уровне. К сожалению, этого пока нет. Главное, за счет чего молодые игроки могут конкурировать — это строгое выполнение задания тренера и физическая форма. Все остальное — техника и тактика — должно прикладываться по ходу работы. Сейчас будет делаться упор как раз на это», – говорит директор академии.

В то же время Казаченок не считает, что в работе академии после поколения Аршавина и Кержакова был провал. «Были кое-какие недочеты. Грубо говоря, мы находились в поиске, искали то, на чем будем основывать свою работу в дальнейшем», – считает он. Увенчались ли поиски успехом, Казаченок не уточнил.

Однако по другой версии, в том самом провале, который произошел после поколения Аршавина и Кержакова, самым непосредственным образом виновата сама академия. Такую точку зрения высказал Сергей Веденеев. Бывший игрок «Зенита» уверен, что не стоит обвинять Спаллети и Виллаш-Боаша в отсутствии талантливых доморощенных игроков в основе петербургского клуба, все-таки у них совсем другие задачи.

«Претензии команды очень высоки. «Зенит» каждый год выступает в Лиге чемпионов, и выйти в команду с такими задачами напрямую из юношеского футбола практически нереально. Для этого нужно быть очень одаренным. Последним таким игроком был Аршавин, да и он стабильно заиграл в основе только в 21 год. К тому же у команды в то время не было задачи выиграть Лигу чемпионов», – говорит Веденеев.

По его словам, причина кроется в другом, а именно в том, что академия ежегодно забирает к себе лучших детей и подростков со всего Петербурга и Ленобласти. В итоге образуется ситуация зачищенного поля, когда на городском уровне академии просто не с кем конкурировать, и в условиях отсутствия равного соперничества у юных игроков теряется мотивация, они перестают расти и развиваться. А зачем, если они и так всех обыгрывают с разгромными счетами? Так и получается, что, с одной стороны, к 18 годам такие футболисты вроде бы выиграли все, что только можно, но с другой, все победы достались им в матчах со слабыми командами.

«Академия забирает себе самых лучших игроков по всему городу. В итоге они утрачивают вкус к борьбе. Когда голландец только приехал, он сказал, что такая практика будет прекращена, что академия будет сама выращивать игроков. Но на деле ничего не прекратилось. В итоге академия занимается не развитием игроков, а селекцией, как профессиональный клуб. И так повторяется из года в год. Зато у них все заставлено кубками, а то, что игроки индивидуально никак не развиваются, никого не волнует», – говорит Веденеев.

Например, в Голландии это понимают, и там юным игрокам вплоть до совершеннолетия запрещено переходить из одной футбольной школы в другую без действительно веских причин. Веденеев предлагает ввести похожее правило и в России. Никак иначе, по его мнению, определить уровень детских тренеров невозможно.

Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close