Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 3

2 м/с, ю-з

764мм

65%

Подробнее

Пробки

7/10

Миллион рублей штрафа за испорченную колбасу

511
ПоделитьсяПоделиться

Депутаты Госдумы нашли еще одно недостаточно жесткое наказание. Их взор пал на нарушение прав потребителей. Охотный ряд предлагает увеличить почти в 10 раз штрафы за продажу покупателю просроченных продуктов, обман клиента относительно потребительских свойств товара и оказание услуг, которые не соответствуют заявленному качеству.

Предполагается, что юридические лица, пойманные за руку, заплатят до 300 тысяч рублей. Если же уличат повторно, то их ждет штраф в 1 миллион рублей. Однако пострадавшим потребителям от этих изменений в законодательстве «ни холодно ни жарко» - выплаты будут зачисляться в государственный бюджет.

Поправками, которые 19 ноября внесены в федеральный парламент, планируется изменить пять статей КоАП России, касающиеся взаимоотношений между покупателем и продавцом.

Это статьи 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 и 14.15, касающиеся продажи товаров и выполнения работ ненадлежащего качества, обмана потребителей» и т. д.

В частности, обман потребителей в действующей редакции Кодекса об административных нарушениях предусматривает сейчас для граждан и должностных лиц штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. С юридических лиц за это правонарушение взимают от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В случае повторного наказания штрафные санкции те же самые.

Группа думских депутатов-«единороссов» - Виктор Звагельский, Игорь Руденский и Анатолий Выборный – считает такие штрафы «ничтожно малыми» для современных условий. Они предложили исключить граждан из списка наказываемых по этой статье. С должностных лиц же брать от семи тысяч до десяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей налагать штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а юридических лиц наказывать суммой от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

За повторный обман покупателей применять другие расценки – должностных лиц штрафовать от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (или лишать права работать в этой сфере на год), с индивидуальных предпринимателей брать от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (или приостанавливать на 30 суток торговую точку, которой они владеют). Юридических лиц наказывать суммой от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (или административное приостановление деятельности на 30 суток).

По словам парламентария Виктора Звагельского, «законопроект внесен с целью усиления защищенности граждан». «Динамично развивающийся потребительский рынок предлагает разнообразные современные продукты, новые услуги, финансовые предложения, - повествует «единоросс». - Достаточно много сфер деятельности, где гражданин чувствует себя незащищенным и где велик риск оказаться обманутым. Существующий сейчас мизерный штраф сводит на нет меры государственного контроля и не стимулирует предпринимателей к ведению добросовестной деятельности».

Депутат считает, что «значительное повышение штрафов за нарушения прав потребителей станет одним из первых шагов по повышению ответственности бизнеса перед потребителями».

Екатерина Метелева, юрист Общества потребителей по Петербургу и Ленобласти, согласна с народным избранником. Она заметила, что «в существующей системе координат» предпринимателям дешевле платить штрафы, чем наводить порядок в бизнесе. Специалист заметила, что законодательство не запрещает владельцу торговой точки повиниться перед контролирующей организацией, сказав, что «это его личная вина в том, что покупателя обвесили».

Признание автоматически снижает штрафное наказание – с десяти - двадцати тысяч рублей, предусмотренное для юридического лица за это правонарушение, до одной-двух тысяч рублей, выписываемых для физических лиц. Пользуются этим многие.

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, заявил, что увеличение штрафных санкций станет дисциплинирующим стимулом для бизнесменов. Им предстоит выбрать: заплатить до 300 тысяч рублей за факт продажи просроченных продуктов (сейчас это «стоит» до 30 тысяч рублей) или регулярно инспектировать продуктовые полки, убирая с них испорченные товары.

При этом Янин сказал, что каждый визит Роспотребнадзора в тот или иной магазин по статистике заканчивается выписыванием штрафа. «Система работает», - пояснил специалист. В масштабах России в прошлом году санитарные врачи провели 144,5 тысячи проверок. В торговых точках они обнаружили 235,8 тысячи нарушений.

Игорь Ракитин, главный санитарный врач Петербурга, отметил, что в 2011 году в Роспотребнадзор поступило 19 тысяч обращений от горожан. Только половина из этих жалоб оказались ложными. По остальным были составлены протоколы об административных правонарушениях.

В Управлении ветеринарии Петербурга заметили, что за 9 месяцев этого года ведомство 308 раз выезжало с проверками в торговые точки города. Итогом визитов стало 384 протокола об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов, наложенных на владельцев бизнеса и должностных лиц, составила 1,4 миллиона рублей.  

Однако эксперты, защищающие права потребителей, обращают внимание, что на кошельке покупателей будущие изменения никак не отразятся. Выходящие на адрес «по сигналу, поступившему от пострадавшего клиента магазина», санитарные врачи выписывают штраф, который перечисляется в бюджет. Потребитель не получает из него ни копейки. Впрочем, по словам Дмитрия Янина, предполагается, что покупатель будет испытывать большее удовлетворение от того, что бизнесмена наказали подороже. А также от повышающегося уровня обслуживания.

Что же касается компенсации ущерба, то покупателю остается рассчитывать на добрую волю продавца, который по Закону «О защите прав потребителей» обязан вернуть стоимость товара или услуги. Если он отказывается это делать, то остается идти в суд, где требовать своего. Янин сказал, что в большинстве случаев затрачиваемые усилия несоразмерны сумме компенсации в случае выигрыша, поэтому так мало подобных исков.

Эксперт считает, что следующим шагом изменения законодательства, касающегося взаимоотношений продавца и покупателя, должны стать поправки в Гражданский процессуальный кодекс. Янин пояснил, что необходимо в этом нормативном акте закрепить положение о подаче коллективного иска от пострадавших покупателей. В настоящий момент этого сделать нельзя. Судья может объединить однотипные заявление в одно судопроизводство, но решения будет готовить по каждому иску в отдельности.

Когда поправки в КоАП рассмотрят на пленарном заседании Думы, пока неизвестно.

Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close