Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

1 м/с, ю-в

763мм

63%

Подробнее

Пробки

5/10

Плата за изоляцию

269

Для новой политической эпохи, которая настала в августе, уже придумали духоподъемное название: «блестящая изоляция». Точнее, не придумали, а взяли напрокат. Лет полтораста назад так называли политику Англии - она тогда тоже почти ни с кем не дружила. Правда, ей было чем за это платить: в ту пору английская экономика равнялась одной трети мировой. Нынешняя российская равняется одной тридцатой.

Между прочим, и это совсем неплохо по нынешним-то временам. Ливия или, допустим, Сербия, когда против них в прошлом веке вводили экономические санкции, ничего даже и близко похожего по размерам предъявить не могли.

Отсюда вывод: против России санкций не будет. Потому что слишком большая. Слишком много нефти и газа продает. Слишком много всего на Западе покупает. Буквально горы всякого добра. Зачем же этому мешать и терять выгоду?

Конечно, это я как оптимист говорю. Потому что нет таких целей, которых нельзя добиться настойчивой политикой. Решить, например, еще парочку застарелых проблем – крымскую с приднестровской – и буржуины мигом забудут про жадность и устроят-таки нам экономический бойкот. Но такой поворот темы давайте все же рассматривать пока не будем. Всегда успеем.

Ну а если обойдется без большого бойкота, то в чем тогда эта пресловутая изоляция будет состоять? Уменьшат покупки нашей нефти? Уменьшат, конечно, так ведь не сразу. Пока увеличат изготовление всяких заменителей, пока в Америке возобновят добычу нефти на морском шельфе (мораторий на это еще только готовятся снять) – годы пройдут.

Гораздо быстрее может стать проблемой собственный спад в нефтедобыче. Российский экспорт нефти (если мерить в тоннах, а не в долларах) уже и сейчас на 5% меньше, чем год назад. По той простой причине, что добыча не растет, а собственные потребности увеличиваются. Чтобы хоть удержать нынешнюю планку, понадобятся инвестиции.

Западных инвестиций, ясное дело, ждать не стоит. Те компании, которые уже вложились в наш сырьевой сектор, за последнее время сильно об этом пожалели. Сейчас спешно смываются, эвакуируя остатки денег. Что же до собственных наших нефтедобытчиков, то они любят качать нефть на западные кредиты. В кредитах им, пожалуй, и впредь не откажут, но процент по ним, конечно, повысят («за конспирацию, товарищ фельдмаршал!»).

Так что, по нынешним обстоятельствам, придется, видимо, к китайцам идти. Уж они-то не откажут. Сами разведают нефть, сами добудут, сами к себе перегонят по трубопроводам. Ну а владеть промыслами будем пока совместно, по-братски. А потом видно будет. Впрочем, до этого тоже еще не близко.

А что близко? Если сказать о том, что происходит прямо сейчас, то прямо сейчас за границу бежит иностранный капитал. И жульнический, спекулятивный, и вполне доброкачественный. Бежит не весь. Но в больших объемах. За последний месяц ушли, видимо, десятки миллиардов долларов.

Год назад Евгений Григорьевич Ясин, симпатичный пожилой экономист, сделал прогноз. В нынешнем всемирном финансовом кризисе, сказал он, Россия – это спокойная гавань для иностранных инвестиций. Валом они к нам валят и скоро повалят еще больше.

Ну сказал человек, и сказал. Но вот сейчас прямо мода какая-то пошла – подшучивать над бедным Евгением Григорьевичем и повторять с этаким ехидством: «Спокойная гавань, вот вам спокойная гавань!»

Да, гавань получилась беспокойная, и биржевые индексы с начала этого года упали почти в полтора раза. Старожилы говорят: такое было только во времена дефолта. До дефолта нынче далеко, денег в казне накоплено много, и их с избытком хватит, чтобы заменить ушедшие инвестиции, раз уж случился у нас такой удачный поворот к изоляционизму. Надо только подобрать толковых чиновников, чтобы они через госкорпорации, через «институты развития», а также и по всем прочим каналам потратили казенные деньги на что-нибудь стоящее. И никаких иностранных инвесторов не понадобится.

К этому и идет. Но разница между бизнесменом-инвестором и толковым чиновником как раз в том и состоит, что у бизнесмена деньги – свои, и он из корыстных соображений старается распорядиться ими так, чтобы они работали и приносили ему прибыль. А у толкового чиновника деньги чужие, и он из тех же корыстных соображений постарается потратить их так, чтобы они бесследно исчезли, а потом вновь возникли на его счете где-нибудь в безопасном месте. На Западе то есть. Такой вот зигзаг блестящей изоляции. И без нее денег туда много утекало, а с нею потечет еще больше.

И тут мы переходим к тому, о чем столько сейчас толкуют. Самые задорные наши недруги, особенно в Штатах, говорят: давайте, мол, пошерстим российских магнатов-олигархов и чиновников верхнего звена! Где у них активы, семьи и прочее? У нас! Так пусть же почувствуют, что ссориться с нами вредно.

Не из любви к бюрократам и магнатам, а только из чувства реальности, скажу на это: пусть они там особо губищи-то свои не раскатывают на наших магнатов! Ну, может, одному - двум и не повезет, но, по большому счету, ничего не выйдет: там ведь всякие банковские тайны, правовые процедуры, гарантии, и еще черт знает что наворочено. Все не как у нас.

Нет, не на этом участке блестящая наша изоляция создаст кому-нибудь подлинные проблемы. Подлинные проблемы будут внутри страны, и притом не у магнатов, а у граждан попроще.

Какого-то серьезного бойкота, запрета с нами торговать, как уже и говорилось, пока не предвидится. В смысле: запрета внешнего. А вот внутренние - на ввоз к нам того, сего, пятого, десятого – они-то уже почти готовы. Раньше их вводили с оглядкой, крепились, потому что готовились вступить в ВТО. А сейчас, когда в эту ненавистную ВТО идти раздумали, все наши домашние лоббисты от радости скачут и резвятся, ну прямо как ягнята на лужайках Уэльса.

«Квоты на импорт в Россию свинины и мяса птицы будут сокращены на сотни тысяч тонн. Пришло время сократить импортные поставки, которые, к сожалению, в последнее время наращивались», - это наш министр сельского хозяйства. Спросите: для кого, «к сожалению, наращивались»? Неужели для тех, кто это мясо ел? Нет, для аграрных баронов (они же – отечественные производители), которым иностранные конкуренты мешали вздувать цены на мясо и птицу. А теперь вот не будут мешать. Изоляционизм, понимаешь. И пусть уж отечественные потребители не жалуются. В изоляции от конкурентов отечественное сельское хозяйство станет если не больше и современнее, так хоть дороже.

А вот бывший шеф «АвтоВАЗа», ныне крупный чиновник, радуется предполагаемым ограничениям на ввоз иномарок: «Это даст некий толчок к тому, что мы будем более интенсивно развивать свой автопром, у нас не возникнет побочной жесткой конкуренции…».

И в самом деле, зачем эта «побочная конкуренция»? Как ведь хорошо было при советской власти, когда у «Жигулей» был всего один конкурент, да и тот – «Москвич». Так что пересаживайтесь обратно. А кому не нравится «некий толчок», тот - против отечественного производителя.

Вот так. Кому изоляция, а кому – мать родная. Будем осуществлять наш инновационный сценарий, отгородившись от всех.

Конечно, это не очень-то современно. Изоляционизм, протекционизм и прочие подобные штуки вошли в моду лет сто назад, а лет тридцать назад уже вышли. Сейчас учатся обходиться без них даже самые бедные страны.

Всемирная торговая организация (ВТО), в которую мы по случаю августовского конфликта с внешним миром раздумали вступать, это не какой-то там клуб западных держав. Это – практически весь мир, кроме нас. Там и китайцы, и латиноамериканцы, и украинцы, и саудовцы, и те же грузины злополучные.

И иностранная конкуренция вовсе не мешает развиваться отечественному производителю, а, наоборот, помогает, если не трусить и уметь учиться у других. И то же наше сельское хозяйство должно не окапываться на внутреннем рынке, а завоевывать рынок мировой. Как это уже делалось когда-то при царизме, и как делает сегодня сельское хозяйство Украины.

И импортные товары дешевле наших не из-за демпинга, как у нас любят жаловаться, а из-за завышенного курса рубля, объясняемого неумением наших властей грамотно распорядиться сверхдоходами от нефти. И из-за того же – инфляция, которую изоляционизм разгонит еще сильнее.

Кстати, об Англии девятнадцатого века. Уж ее-то «блестящая изоляция» была только во внешней политике. В экономике она наоборот, продвигала свободную торговлю по всему миру. Только поэтому ее изоляцию и вспоминают как «блестящую». А когда пройдет время, и станут вспоминать о нашем изоляционизме, то говорить придется не о блеске, а об очередных граблях, на которые совсем не обязательно было наступать.

Сергей Шелин

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора
Цены, вперед!
25 сентября 2010, 11:47
Кто выигрывает XXI век?
12 сентября 2010, 17:05
все статьи автора

Станьте автором колонки

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close